Имена, созвучные эпохе События

Имена, созвучные эпохе

В Ульяновске завершился 60-й Международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…»

Фестиваль-долгожитель, который кажется единственный, наряду с фестивалем Чайковского в Воткинске, уцелел с советских времен, отметил солидный юбилей. Конечно, за эти годы многое изменилось. Отошла на задний план песенно-патриотическая тематика, с которой все начиналось. Но высокая артистическая планка (организаторы гордятся, что в Ульяновск приезжали все великие – Светланов, Ойстрах, Рихтер, Ростропович и Вишневская…) сохраняется по-прежнему. Акцент делается на крупные юбилейные даты – в этом году это  150-летие Александра Скрябина и 100-летие образования СССР.

Фабио Мастранджело

Открытие прошло под знаком Майи Плисецкой – главный приглашенный дирижер Фабио Мастранджело посвятил великой балерине симфоническую программу. Звучала музыка балетов, где блистала прима Большого театра, а известный московский ведущий Петр Татарицкий поделился воспоминаниями о личных встречах и читал стихи в ее честь.

Денис Мацуев не выступал в Ульяновске около пяти лет, поэтому его приезда в городе ждали с особым чувством и даже трепетом: как оценит титулованный пианист Ульяновский академический симфонический оркестр «Губернаторский». В качестве дружеского жеста Мацуев дал согласие на открытую репетицию – так велико было количество желающих его услышать. Были адресно приглашены студенты и педагоги ульяновских учебных заведений, услышавшие Второй концерт Рахманинова, сыгранный музыкантами без единой остановки, с полной отдачей и эмоциональным погружением в музыку. Несмотря на то, что солист и оркестр встретились впервые, контакт сложился моментально. Только внешний вид артистов – демократичная футболка на пианисте и рубашка, а не фрак у дирижера – напоминал, что это пока еще «пристрелка». После окончания репетиции публика расходилась, оживленно обсуждая услышанное. «Гениальный композитор и гениальный пианист», – так сформулировала свое впечатление дама средних лет, преподаватель истории в местном университете. «Учимся на врачей, сегодня просто пришли, – поделились две молоденькие девушки. –  Сочинения этого композитора никогда не слышали, было необычно, интересно. И мы открыли для себя имя пианиста Дениса Мацуева». А вот и совсем другой отклик: «Мечтала попасть на этот концерт – именно на Дениса Мацуева. Шла целенаправленно, так как увлечена его талантом, его разносторонней личностью. Я его фанатка», – это уже слова дипломированного врача. И, наконец, мнение учителю литературы:

«Второй раз слушаю живое выступление Дениса Мацуева в Ульяновске. Сегодня было что-то необыкновенное, прекрасно сыгрались наш оркестр, дирижёр Мастранджело и солист. Мы почувствовали их триумвират. Все было гармонично, и я даже сказала своей подруге о пианисте: “Играет как бог”».

Данный концерт – результат творческой синергии: в концепцию фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» вписался музыкальный фестиваль «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», осуществляемый при поддержке гранта Президента РФ. Впереди еще пятнадцать городов, которым предстоит принять музыкантов, а пока они вызвали восторг ульяновцев. Двенадцатилетний Елисей Косолапов, ученик МССМШ имени Гнесиных, с недетской свободой и вдохновением сыграл первую часть Скрипичного концерта Мендельсона, поразив романтическим мировосприятием. Пианиста Петра Акулова мы знаем как победителя конкурса Astana Piano Passion в Казахстане и Grand Piano Competition. Он человек разносторонний, с математическим складом ума, и это ощущалось в интерпретации Первого концерта Листа: филигранная отточенность техники, а вот эмоциональные оттенки, обострение контрастов между героической и чувственной сферами ему еще предстоит поискать.

Денис Мацуев и его команда

В диалоге поколений участвовали и маститые артисты. Солистка Мариинского театра Мария Баянкина вышла с ариями из опер Верди и Пуччини, но главные аплодисменты она сорвала после Джудитты, спев и по традиции станцевав в этом зажигательном номере из одноименной оперетты Легара. Концерт №2 для кларнета и оркестра англичанин Малкольм Арнольд, как анонсировал Петр Татарицкий, снабдил посвящением знаменитому джазмену Бенни Гудману. Но джазовый драйв возник лишь в финале, а все до этого оказалось серьезной современной музыкой, тревожащей диссонансами и резкими кларнетовыми фразами в первой части и погружающей в пейзажную лирику во второй. Солист Игорь Федоров не только с блеском исполнил Концерт, но и подарил очаровательный бис – пьесу отца русского джаза Александра Цфасмана. В конце солист эффектно выдержал длинную ноту, демонстрируя «бесконечное дыхание», так что дирижер в шутку показал ему на часы – этот импровизированный юмористический скетч вызвал оживление и радость в зале.
Сыграть дважды за день Второй концерт Рахманинова – испытание, к которому, впрочем, Денис Мацуев был готов, учитывая практику пандемии. И теперь рахманиновский опус прозвучал с новыми подробностями в темпах, более созерцательно и философски-возвышенно во второй части, но столь же бескомпромиссно с точки зрения виртуозности и энергетики в финале.
Уже на поклонах, получив из рук председателя Правительства Ульяновской области Владимира Разумкова адрес от имени Алексея Русских, губернатора Ульяновской области, Денис Мацуев обратился к залу: «“Диалог поколений” показывает всю силу новой русской исполнительской школы. И мы рады, что начали именно с Ульяновска, впереди предстоит большой тур. Мне приятно вновь встретиться на сцене с замечательным оркестром и маэстро Фабио Мастранджело. Это прекрасные музыканты, с ними легко творить. Мы поняли друг друга с одной репетиции и на концерте просто музицировали – это дорогого стоит. Сегодня классическая музыка как никогда необходима в любой точке на земле. Год назад я говорил, что “музыка – лучшая вакцина”, сегодня я бы сказал, что это лучшая терапия от всего  того, что происходит за стенами концертного зала. Я хочу, чтобы вы почаще ходили на концерты вашего замечательного симфонического оркестра, и я уверен, что совсем скоро мы опять увидимся».
Миссия фестиваля – знакомить местную публику с самыми значимыми музыкальными именами эпохи. Удивительно, но факт: Госкапелла России никогда не гастролировала в Ульяновске. И вот еще один пример кооперации: мощный десант хора, солистов и симфонического оркестра прибыл на родину В.И.Ленина благодаря поддержке программы «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры РФ. Концерт-закрытие стал гимном в честь СССР, с его ударными стройками и поэтизацией промышленных подвигов. Хронику достижений Ульяновска напомнила легендарный диктор советского ТВ Анна Шатилова. Одна из лиц ушедшей эпохи, Шатилова узнаваема и любима и сейчас: за кулисами все рвались сфотографироваться с ней, а публика в зале встретила ее долгими овациями.

Анна Шатилова и Петр Татарицкий

Вечер открыли Праздничная увертюра Шостаковича и его же Первый фортепианный концерт, прозвучавший у солистки Татьяны Полянской глубоко, с лиризмом и вместе с тем не по-женски волево и виртуозно. Ее поддержал и Антон Макаренко, сыгравший партию солирующей трубы, прорезавший фактуру плакатными фанфарами в конце. Кантата «Здравица» Прокофьева представила стиль соцреализма, поэтизировавшего культ личности вождя всех народов. Ласковые, медоточивые интонации, благостная картина всеобщей любви и братства – так приходилось композиторам в СССР доказывать свою благонадежность режиму. Музейный характер сочинений не помешал оценить высокое качество исполнения Госкапеллы России – идеальный строй духовых, четкость работы струнных, красочно звучащий хор. В Ульяновске нет своего профессионального хора, поэтому для слушателей концерт стал настоящим праздником и открытием свежего для повседневной афиши репертуара – кантаты «Весна» Рахманинова, где выразительно солировал Руслан Розыев, и неоконченной оперы «Большая молния» Шостаковича.

Татьяна Полянская

Сатирическая партитура, задуманная к 15-летию Великой Октябрьской революции, оказалась очень актуальной по сюжету нынешнему дню. Историю о том, как советские специалисты едут в Америку, Госкапелла, специализирующаяся на жанре музыкальных представлений в формате semi-stage, разыграла как скетч. Солисты Капеллы Максим Сажин (Архитектор), Евгений Либерман (Управляющий), Руслан Розыев (Семен) распевали тексты, демонстрирующие ироничное отношение (так и не поменявшееся за истекшие сто лет) к русским: «Чтоб сразу суровый жилец обмяк, развесим любимый им красный мак. Расставим побольше повсюду кустарщины: она ими всюду в Европе растащена. Вот кружку ему для хлебного квасу – они его выпивают массу…» Но апогеем этого лихого действа стал выход Анны Шатиловой, вальсировавшей то с Петром Татарицким, то с Валерием Полянским. Музыка, как и предрек Денис Мацуев, оказалась действительно терапией, способной внушить оптимизм и хорошее настроение.

Валерий Полянский (в центре), солисты, оркестр и хор ГАСК России

Фестиваль выполнил свою задачу – стал главным культурным событием региона, показав жителям Ульяновска и области артистов первого уровня и исполнения, достойные любых престижных сцен. «Освобожденный от политических и идеологических смыслов, в настоящее время наш фестиваль служит только одной высокой цели – распахивает двери в мир классической музыки. Это не просто традиция, пережившая десятилетия, а по-настоящему востребованное зрителем, популярное и ожидаемое событие, ставшее культурным брендом региона», – говорит директор, художественный руководитель Ленинского Мемориала Лидия Ларина. Именно ее стараниями строится культурный мост, объединяющий столицу и регионы.

Думать и слушать События

Думать и слушать

В Московской филармонии состоялась российская премьера «Музыки пустыни» Стива Райха

Новая музыка offline: обряд посвящения События

Новая музыка offline: обряд посвящения

Пока не высохли краски События

Пока не высохли краски

Презентация цифрового альбома «Шесть сонат для флейты соло» и концерт к 85-летию со дня рождения композитора Давида Кривицкого состоялись в Концертном зале «Гнесинский на Поварской»

«Маска» времени перемен События

«Маска» времени перемен

Каким запомнится главный театральный фестиваль страны
в 2022-м

ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО,

художественный руководитель и главный приглашенный дирижер УГАСО «Губернаторский» 

Я с сентября 2021 года сотрудничаю с Ульяновским губернаторским оркестром. Ставлю перед ним серьезные творческие задачи, не делаю скидки на то, что это региональный оркестр. Стандарты коллективов, с которыми я работаю в России и за рубежом, очень высокие, и планки я не снижаю. Мы работаем над культурой оркестровой игры, ансамблем, и Ульяновский оркестр очень вырос даже за эти несколько месяцев, что мы вместе. Здесь есть очень сильные солисты, особенно духовики, и у нас есть хорошая стратегия на будущее. Состав укомплектован, мы можем, в принципе, играть любой репертуар.

На открытии фестиваля мы сыграли две сюиты Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта», «Вальпургиеву ночь» из оперы Гуно «Фауст» и «Кармен-сюиту» Щедрина – это серьезный репертуар. Это был тематический концерт, посвященный великой Майе Плисецкой, и выбор произведений определялся ее персоной. Они все имели для нее большое значение. Планирую исполнить в дальнейшем, к примеру, Скрипичный концерт Корнгольда. Я заметил, что когда оркестр приступает к новым для себя партитурам, то музыканты погружаются в них с большим интересом и вниманием. Потому что нет привычки, инерции, мы можем вместе искать трактовку, и это здорово. И я с удовольствием делюсь с ульяновскими музыкантами своими знаниями и опытом.
Мы неоднократно выступали с Денисом Мацуевым. Конечно, я тщательно готовил с Ульяновским оркестром Второй концерт Рахманинова, я знаю, как Денис играет этот Концерт. Но поскольку я сам пианист, хорошо знаю эту музыку и даже сам в юности ее играл, то для меня саккомпанировать Второй концерт не составляло труда. Я настолько знаю партию солиста, что он может позволить любой каприз – я всегда буду рядом и подхвачу. И оркестранты реагировали достаточно быстро на какие-то неожиданные для них моменты. Это хороший знак и показатель уровня коллектива.
Денис Мацуев привез в Ульяновск молодых пианистов, и я очень уважаю его за то, что он посвящает часть своей жизни и времени молодежи. Он мог бы заниматься только собой, своей карьерой. А он заботится о других – для меня это показатель его высоких человеческих качеств. И за это я его еще больше люблю – что он не только великий музыкант, но и прекрасный человек. Я тоже думаю о будущем России – считаю, что в этой стране рождается самое большое количество талантов, в том числе музыкантов.