Иммунный коктейль на будущее События

Иммунный коктейль на будущее

В июле в маленькой австрийской деревушке, расположенной почти на границе с Венгрией, состоялся 39-й Фестиваль камерной музыки в Локкенхаусе. Собственно, сам этот факт в наше смутное время – уже повод для невероятной радости и оптимизма. Один за другим отменяются и переносятся крупнейшие культурные события – фестивали, выставки, конкурсы. И поэтому каждое прорвавшее «коронную завесу» мероприятие воспринимается как знак возвращения к нормальной жизни, обещание светлого, не онлайнового культурного будущего. В Австрии первым флагманом надежды стал, конечно, Зальцбургский фестиваль, который 25 мая объявил о проведении в августе юбилейного фестиваля в сокращенном виде. А спустя всего несколько дней, 28 мая, и руководство Локкенхауса обрадовало публику сообщением, что фестиваль ­все-таки состоится и пройдет со 2 по 11 июля.

Собралась замечательная команда музыкантов разных национальных школ и поколений: Гидон Кремер, Андраш Шифф, Денис Кожухин, Патриция Копачинская, Дайшин Кашимото, Лоуренс Пауэр, Кристина Ландсхаммер, Николас Альтштедт, Notos Quartett и многие другие. Фестиваль в Локкенхаусе, конечно, не может конкурировать с Зальцбургом по значимости и размаху, тем не менее он входит в число самых уважаемых и нежно любимых музыкантами и публикой фестивалей камерной музыки. Именно он и стал первым крупным музыкальным событием в Австрии, прошедшим в условиях «новой реальности».

Фестиваль был основан в 1981 году Гидоном Кремером (благодарные местные жители назвали именем отца-основателя фестиваля живописную аллею, ведущую к старинной крепости), а с 2012 года им руководит французско-­немецкий виолончелист Николас Альтштедт. И сегодня, так же как и на заре своего существования, каждый год в Локкенхаус собираются друзья-­музыканты со всего мира, чтобы поиграть вместе любимую музыку. Фестиваль славится счастливым балансом запланированного и спонтанного – зачастую программу концерта публикавыясняет только из купленной программки. И эта радость от возможности совместного музицирования особо остро ощущалась в этом году.

Концерты проходили в местной барочной церкви три раза в день, и постоянная публика, которая привыкла приезжать в Локкенхаус сразу на несколько дней, едва успевала дойти до импровизированного фестивального буфета на площади перед церковью и вернуться обратно. Меры предосторожности соблюдались следующим образом: при покупке билета необходимо было сообщить адрес проживания и номер телефона, чтобы организаторы фестиваля могли связаться с каждым из слушателей в случае выявленной инфекции. У подножия лестницы, ведущей в церковь, полагалось надеть маску и снять ее, лишь добравшись до своего места. Публику рассаживали или группами (тех, кто купил билеты вместе), или по одному человеку на ряд в шахматном порядке. Билеты онлайн разлетелись почти мгновенно, но позднее их можно было бронировать по телефону: организаторам не сразу удалось получить разрешение на большее число мест в зале. После каждого концерта церковь проветривалась, а скамейки и стулья дезинфицировались. Сотрудники и волонтеры фестиваля, естественно, тоже были в масках. Ни особой нервозности, ни демонстративного пренебрежения правилами публика не выказывала.

Лейтмотив и девиз программы этого года – «inniger», что можно перевести с немецкого как «ближе», «сердечнее», «задушевнее». И если зрительные ряды в этом году выглядели более чем прозрачно, то единение музыкантов, а также сцены и зала было, пожалуй, таким искренним, как никогда. Как только в прессе появилась информация о том, что фестиваль состоится, Николас Альтштедт подкрепил ее вдохновенным обращением на фестивальном сайте, заручившись именем и духом Бетховена: сочинения главного юбиляра этого года вошли в программу почти каждого концерта. Также были исполнены произведения Богуслава Мартину, Альфреда Шнитке, Бернда Алоиза Циммермана, Белы Бартока, Арнольда Шёнберга, Антонина Дворжака и т. д.

Патриция Копачинская и Йонас Ахонен

В качестве эпиграфа к фестивалю Альтштедт привел цитату Гёте о Бетховене: «Более сосредоточенного, энергичного и проникновенного художника не встречал я в своей жизни». Два контрастных импульса – тихая проникновенность и страстная энергичность – и стали главными модусами музыкальной программы фестиваля. В своей вдохновенной и, как всегда, очень непосредственной интерпретации знаменитой Крейцеровой сонаты Бетховена Патриция Копачинская в дуэте с пианистом Йонасом Ахоненом сражала напором виртуозной свободы и сумасшедшей влюбленностью в каждую ноту этого сочинения. Казалось, каждая фраза написана специально для того, чтобы она ей удивилась и обрадовалась. Лучшей альтернативы дистиллированному миру записей и онлайн-­трансляций, в котором все мы пребывали в последнее время, сложно себе представить! А Lament Фрэнка Бриджа, которым блестящие британские альтисты Лоуренс Пауэр и Тимоти Ридаут открыли последний концерт фестиваля, стал воплощением глубоко личного, лирического высказывания, почти смущающего в своей откровенности.

Но сопряжение страстного и задушевного ощущалось не только в музыкальной программе. Напряжение последних месяцев, изнуряющая диета из культуры «онлайн», домашнее затворничество и смутные перспективы – все это воплотилось в почти физически ощущаемый энтузиазм, который царил в зале и на сцене. Радость долгожданной встречи, совместного музицирования и совместного наслаждения музыкой подняла программу этого года на небывалую высоту. После каждого сочинения публика (причем в массе своей не самая молодая –та самая «группа риска») долго не могла угомониться: аплодировала, кричала, топала и не отпускала счастливых музыкантов со сцены.

И как бы ни складывалась ситуация в следующие месяцы, в любом случае участники и зрители фестиваля получили сильнейший иммунный коктейль на будущее.

Шутка или скверный анекдот? События

Шутка или скверный анекдот?

В Нижнем Новгороде отметили юбилей Пушкина спектаклем «Пиковая дама. Балет»

Экзамен для артистов События

Экзамен для артистов

В Москве объявили лауреатов IX Конкурса Галины Вишневской

Один за всех События

Один за всех

Свердловская филармония представила орган нового поколения

Будущее услышано События

Будущее услышано

Завершился второй тур IV Международного конкурса Grand Piano Competition