Импровизируя на тему свободы Книги

Импровизируя на тему свободы

Рассказ о судьбе нелегкого жанра легкой музыки

Свободный джаз или «фри-джаз» как философия музыки, как импровизационный стиль, отказавшийся от стандартного понимания ритма и гармонии, оформился в США в середине ХХ века и распространился по всему миру. Этот процесс и описывает книга, которая представляется долгожданной — как это нередко бывает, осмысление процесса отстает от событий.

В названии тома первое слово — «музыка». Это важно, стиль давно доказывает, что он неотъемлемая часть музыкального процесса, находя и сторонников, и противников, как среди специалистов, так и среди обычной публики. Аргументом «за» представляется то, что в этой эстетике часто реализуются люди, отлично знающие школу, канон — профессионалы. Свобода выражения у них происходит не из желания отбросить правила, а из-за внутренней необходимости оказаться вне этих правил и границ. Тут-то фри-жанры сходятся с фолком — с его импровизационной и чувственной сутью, находя свободу в традиции. Говоря об этом, книга приводит цитату из пьесы Ивана Вырыпаева «Иранская конференция»: «Только тот, кто познал традицию… имеет право ее реформировать и менять, а больше никто!»

В авторе Сергее Беличенко сошлись таланты музыканта и культуртрегера. Он барабанщик, играл с крупнейшими джазменами, но нередко выступает и как продюсер, знает предмет, о котором пишет, изнутри. Импровизаций книга себе не позволяет. Справочные материалы невелики — библиография и именной указатель. Созвучны этому сдержанность обложки и минимум иллюстраций. Настроение поддерживается имеющим академическую ауру местом издания (Новосибирск) и жанром текста. Книга определена как монография, то есть научный труд, не беллетристика и не энциклопедия. В ней — биографии звезд жанра, непростые пути творчества. Легко тут не было никому, свободный джаз — тревожная и недобрая, совсем не «сладкая» музыка. Имен, событий много, масштаб явления очевиден.

Первым среди музыкантов, удостоенных отдельного раздела, идет Сесил Тейлор, за ним Сан Ра и Орнетт Коулман — его пластинка Free Jazz: A Collective Improvisation дала название стилю. Величания «мессия» удостаивается Джон Колтрейн. Описываются культовые клубы, лейблы, фестивали, в том числе первый фри-джазовый фестиваль «Октябрьская революция в джазе» (1964 года), определяются «волны» — генерации исполнителей, находивших свое звучание. Книга, соответственно, объемна — это шестисотстраничный том. Одновременно переизданный эпохальный труд «Становление джаза» Джеймса Коллиера, по которому учились любители и профессионалы импровизационной музыки по всему миру, — меньше по объему.

Можно легко предположить, что эмоциональный и ментальный кризис, который переживает человечество, ощутили раньше других музыканты — люди чуткие и экстравертные. Объективно или субъективно, но происходит разрушение логических связей и «простых» истин, а значит, поиск новой опоры для разума, творчества. Свободная музыка — это не только отражение нового мира, новых понятий и новых горизонтов. Это и новый язык, способный по-своему высветить вечные истины.

Сергей Беличенко. Музыка свободного джаза. 1959–2022. Непопулярная история серьезного искусства. Москва, Новосибирск, Сибирский институт джаза, 2024. 600 с.      

Воспитание музыкой Книги

Воспитание музыкой

Переиздана самая авторитетная книга в российской джазовой библиографии

Гимн хорошему вкусу Книги

Гимн хорошему вкусу

О сборнике «Алтай – фортепиано – 2024»

Эльза из «Лоэнгрина» и чары Макса Регера Книги

Эльза из «Лоэнгрина» и чары Макса Регера

Мемуары вдовы немецкого композитора впервые вышли на русском языке

Романтик на переломе эпох Книги

Романтик на переломе эпох

Признание в любви к звезде потерянного поколения