Инициатива и альтернатива События

Инициатива и альтернатива

В Москве прошел Volkov ManiFEST – 2022

Volkov ManiFEST – традиционная встреча мастеров и любителей открытого, свободного искусства, объединенных вкусом и энергией контрабасиста, мультиинструменталиста, продюсера Владимира Волкова (Санкт-Петербург). Музыкант известен с 1980-х годов, когда на фирме «Мелодия» вышли его альбомы с трубачом Вячеславом Гайворонским. Дуэт играл оригинально, горячо и озорно, выпускал записи и на британском лейбле Leo Records, участвовал в фильмах, которые снимал про советский «новый джаз» Лео Фейгин. У Владимира затем состоялось много ярких музыкальных коллабораций, например, с Сергеем Курёхиным, Леонидом Фёдоровым, Сергеем Старостиным. Его контрабас звучал подвижно и разнообразно, это был театр одного инструмента. Владимир создает креaтивное «Волковтрио», входит в состав рок-группы «АукцЫон», играет на альбомах «Девушки поют» и «Разин, Рим и Лев», в которых участвуют ведущие западные импровизаторы. Вспомним и проект, в котором с Гайворонским и Волковым играл блестящий пианист Андрей Кондаков – «Русские Романсы. Посвящение Даргомыжскому».

Уникальное пересечение жанров – фри-джаза, академической музыки, креативного рока, этники – сформировало неповторимый формат и ауру Volkov ManiFEST. Появился фестиваль в Питере в 2014 году, а с 2018-го его принимает столица. В 2022-м концерты состоялись в кафе «Март» и ДК «Рассвет». Эти залы больше, чем легендарный КЦ ДОМ, принимавший предыдущие фесты. Но в Питере Волков задействует разные площадки, и в Москве тоже решили попробовать – можно ли так? Оказывается, и можно, и нужно: создалось ощущение большого количества людей, которые прекрасно знали, для чего они сегодня собрались.

Импровизация этно

Дни фестиваля имеют собственные имена, это добрая традиция. Первый день – в кафе «Март» – назывался «Этно – фри». Трио Виталий Погосян (дудук) – Владимир Волков (контрабас) – Владимир Шуляковский (скрипка) играло программу «Цвет граната» – традиционную армянскую музыку, сочинения великого композитора Комитаса. Погосян устроил экскурс в армянскую культуру, например, рассказал, как нота «играется животом»: нужно плотно прижимать инструмент к себе! Искусство исполнителей на дудуке – глубокое, серьезное, но остается часто в рамках стиля этно-лаунж. А на Volkov ManiFEST эта музыка стала и импровизационной, и приблизилась к академическому искусству, оставаясь изысканной и психоделичной.

Вечер продолжила программа DrumBass and Sax, в которой вместе с Волковым играли Аркадий Пикунов (саксофоны) и Петр Ившин (барабаны, перкуссия). Их обещанный анонсами «тотальный фри» воспринимался легко, как мейнстрим. Свободная музыка выкручивалась в танец, электроника, за которую тоже отвечал Пикунов, звучала как «космическая», рычал контрабас, словно расцветали звуками ударные. «Неистовый Аркадий!» – так отозвался в финале на музыку Пикунова сам Волков.

Музыка текста

На второй день фестиваль перебрался в ДК «Рассвет». Название дню было дано «Текст». Вынесенные в названия герои постановок этого дня – «Песни Элиота-II» и «ХАРМС.DOC.revival», люди мира литературы, известные и культовые. Первая – продолжение проекта Eliot songs – кантата, на стихи поэта Т. С. Элиота, созданная музыкантом Рустом Позюмским перед фестивалем по специальной просьбе Волкова. Эсхатологическая камерная музыка сопровождала пение Алисы Тен – певицы с голосом удивительной гибкости и диапазона. Она меняла перкуссию от бубна до щелчков пальцами, танцевала, пугала прической в духе ужастика «Звонок», имитировала птичьи крики. Стихи Элиота – это «так хорошо, что уже плохо», как сказал Руст в начале, и это оказалось камертоном для всего происходящего.

«ХАРМС.DOC.revival» – спектакль по текстам Даниила Хармса гипнотизировал уже постановкой Войцеха Урбаньски. Первый ряд на сцене занимали актеры питерских театров, читавшие в жанре storytelling тексты Хармса, позади них расположилась в полном составе группа ОРКиКО с участием музыкантов «АукцЫона» и «Аквариума». Музыку для спектакля написал гитарист и продюсер Николай Бичан, она звучала альтернативно, но порой почти танцевально. «Из дома вышел человек», бывшая стишком для советских малышей, теперь вещь барочная музыкально и готичная по смыслу. Отлично работал затягивающий видео-арт Виктора Сафрошина. И ничто не противоречило общему экзистенциальному настроению. Хармс и Элиот – современники, их время, начало XX века, трагически рифмуется с нашим.

Полет Фауста

Третий день, вновь в ДК «Рассвет», назывался «Фауст» и был посвящен раскрытию трагедии мощнейшего образа в истории искусства. Первым был концерт петербургского музыканта Вадима Бондаренко «Фауст. Музыкальные размышления». Романтичные камерные пьесы описывали «пять базовых искушений», Анфиса Маргарита Дангль читала фрагменты гётевского «Фауста» на языке оригинала.

В финале дуэт виртуозов – Владимир Волков (контрабас) и Алексей Чижик (фортепиано / вибрафон) – стал дуэтом таперов. Они озвучили фильм 1926 года режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау «Фауст». У них получилась симфония импровизаций с использованием фрагментов из оперы «Нос» Дмитрия Шостаковича и балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Фауст летал по темным небесам вместе с пафосным и вертлявым бесом, внизу свирепствовали эпидемии и бушевали человеческие страсти, но победили любовь и Бог. Это было сделано в фильме стильно, увлекательно, и музыка оказалась достойной – драматичной и эффектной. Третий день выстроил происходящее в вечную и понятную каждому парадигму борьбы с темными силами, наползающими на мир. И где выход и откуда идет свет – в представлении искусства – было сказано языком кино и музыки.

Свобода при аншлаге

Особенностью Volkov ManiFEST – 2022 стало большое количество дебютов и подтверждение авторитетов. Свободное искусство сочетает катарсис и перформанс, самоуглубление и самовыражение, одухотворенное творчество и полет за границу души. Оно дает возможности реализации – для всех.

Даже организация сейчас – дело энтузиастов. Конкретные люди берут инициативу в свои руки, помогают творчеству, умирающему в условиях обязательной «прибыльности», дают проектам, клубам свои имена. При этом возможным оказывается и расширение аудитории – фестиваль собрал аншлаги, люди стояли вдоль стен. Среди слушателей было много музыкантов, студентов, звучали разговоры про «джаз» и «барокко» – на пересечении этих жанров многие ищут музыкальную свободу. Прощаясь с московской публикой, Волков выразил надежду на продолжение таких форумов, этого движения – и все присутствовавшие были с ним явно согласны.

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати

От тайги до британских морей События

От тайги до британских морей

Объявлены лауреаты III премии «Чистый звук»

Здравствуй, племя незнакомое Конкурс Рахманинова 2025

Здравствуй, племя незнакомое

Конкурс имени Рахманинова стартовал с фортепианной номинации