Инициатива и альтернатива События

Инициатива и альтернатива

В Москве прошел Volkov ManiFEST – 2022

Volkov ManiFEST – традиционная встреча мастеров и любителей открытого, свободного искусства, объединенных вкусом и энергией контрабасиста, мультиинструменталиста, продюсера Владимира Волкова (Санкт-Петербург). Музыкант известен с 1980-х годов, когда на фирме «Мелодия» вышли его альбомы с трубачом Вячеславом Гайворонским. Дуэт играл оригинально, горячо и озорно, выпускал записи и на британском лейбле Leo Records, участвовал в фильмах, которые снимал про советский «новый джаз» Лео Фейгин. У Владимира затем состоялось много ярких музыкальных коллабораций, например, с Сергеем Курёхиным, Леонидом Фёдоровым, Сергеем Старостиным. Его контрабас звучал подвижно и разнообразно, это был театр одного инструмента. Владимир создает креaтивное «Волковтрио», входит в состав рок-группы «АукцЫон», играет на альбомах «Девушки поют» и «Разин, Рим и Лев», в которых участвуют ведущие западные импровизаторы. Вспомним и проект, в котором с Гайворонским и Волковым играл блестящий пианист Андрей Кондаков – «Русские Романсы. Посвящение Даргомыжскому».

Уникальное пересечение жанров – фри-джаза, академической музыки, креативного рока, этники – сформировало неповторимый формат и ауру Volkov ManiFEST. Появился фестиваль в Питере в 2014 году, а с 2018-го его принимает столица. В 2022-м концерты состоялись в кафе «Март» и ДК «Рассвет». Эти залы больше, чем легендарный КЦ ДОМ, принимавший предыдущие фесты. Но в Питере Волков задействует разные площадки, и в Москве тоже решили попробовать – можно ли так? Оказывается, и можно, и нужно: создалось ощущение большого количества людей, которые прекрасно знали, для чего они сегодня собрались.

Импровизация этно

Дни фестиваля имеют собственные имена, это добрая традиция. Первый день – в кафе «Март» – назывался «Этно – фри». Трио Виталий Погосян (дудук) – Владимир Волков (контрабас) – Владимир Шуляковский (скрипка) играло программу «Цвет граната» – традиционную армянскую музыку, сочинения великого композитора Комитаса. Погосян устроил экскурс в армянскую культуру, например, рассказал, как нота «играется животом»: нужно плотно прижимать инструмент к себе! Искусство исполнителей на дудуке – глубокое, серьезное, но остается часто в рамках стиля этно-лаунж. А на Volkov ManiFEST эта музыка стала и импровизационной, и приблизилась к академическому искусству, оставаясь изысканной и психоделичной.

Вечер продолжила программа DrumBass and Sax, в которой вместе с Волковым играли Аркадий Пикунов (саксофоны) и Петр Ившин (барабаны, перкуссия). Их обещанный анонсами «тотальный фри» воспринимался легко, как мейнстрим. Свободная музыка выкручивалась в танец, электроника, за которую тоже отвечал Пикунов, звучала как «космическая», рычал контрабас, словно расцветали звуками ударные. «Неистовый Аркадий!» – так отозвался в финале на музыку Пикунова сам Волков.

Музыка текста

На второй день фестиваль перебрался в ДК «Рассвет». Название дню было дано «Текст». Вынесенные в названия герои постановок этого дня – «Песни Элиота-II» и «ХАРМС.DOC.revival», люди мира литературы, известные и культовые. Первая – продолжение проекта Eliot songs – кантата, на стихи поэта Т. С. Элиота, созданная музыкантом Рустом Позюмским перед фестивалем по специальной просьбе Волкова. Эсхатологическая камерная музыка сопровождала пение Алисы Тен – певицы с голосом удивительной гибкости и диапазона. Она меняла перкуссию от бубна до щелчков пальцами, танцевала, пугала прической в духе ужастика «Звонок», имитировала птичьи крики. Стихи Элиота – это «так хорошо, что уже плохо», как сказал Руст в начале, и это оказалось камертоном для всего происходящего.

«ХАРМС.DOC.revival» – спектакль по текстам Даниила Хармса гипнотизировал уже постановкой Войцеха Урбаньски. Первый ряд на сцене занимали актеры питерских театров, читавшие в жанре storytelling тексты Хармса, позади них расположилась в полном составе группа ОРКиКО с участием музыкантов «АукцЫона» и «Аквариума». Музыку для спектакля написал гитарист и продюсер Николай Бичан, она звучала альтернативно, но порой почти танцевально. «Из дома вышел человек», бывшая стишком для советских малышей, теперь вещь барочная музыкально и готичная по смыслу. Отлично работал затягивающий видео-арт Виктора Сафрошина. И ничто не противоречило общему экзистенциальному настроению. Хармс и Элиот – современники, их время, начало XX века, трагически рифмуется с нашим.

Полет Фауста

Третий день, вновь в ДК «Рассвет», назывался «Фауст» и был посвящен раскрытию трагедии мощнейшего образа в истории искусства. Первым был концерт петербургского музыканта Вадима Бондаренко «Фауст. Музыкальные размышления». Романтичные камерные пьесы описывали «пять базовых искушений», Анфиса Маргарита Дангль читала фрагменты гётевского «Фауста» на языке оригинала.

В финале дуэт виртуозов – Владимир Волков (контрабас) и Алексей Чижик (фортепиано / вибрафон) – стал дуэтом таперов. Они озвучили фильм 1926 года режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау «Фауст». У них получилась симфония импровизаций с использованием фрагментов из оперы «Нос» Дмитрия Шостаковича и балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Фауст летал по темным небесам вместе с пафосным и вертлявым бесом, внизу свирепствовали эпидемии и бушевали человеческие страсти, но победили любовь и Бог. Это было сделано в фильме стильно, увлекательно, и музыка оказалась достойной – драматичной и эффектной. Третий день выстроил происходящее в вечную и понятную каждому парадигму борьбы с темными силами, наползающими на мир. И где выход и откуда идет свет – в представлении искусства – было сказано языком кино и музыки.

Свобода при аншлаге

Особенностью Volkov ManiFEST – 2022 стало большое количество дебютов и подтверждение авторитетов. Свободное искусство сочетает катарсис и перформанс, самоуглубление и самовыражение, одухотворенное творчество и полет за границу души. Оно дает возможности реализации – для всех.

Даже организация сейчас – дело энтузиастов. Конкретные люди берут инициативу в свои руки, помогают творчеству, умирающему в условиях обязательной «прибыльности», дают проектам, клубам свои имена. При этом возможным оказывается и расширение аудитории – фестиваль собрал аншлаги, люди стояли вдоль стен. Среди слушателей было много музыкантов, студентов, звучали разговоры про «джаз» и «барокко» – на пересечении этих жанров многие ищут музыкальную свободу. Прощаясь с московской публикой, Волков выразил надежду на продолжение таких форумов, этого движения – и все присутствовавшие были с ним явно согласны.