Президент фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина образцово-показательно ведет свой петербургский фестиваль с момента создания, знакомя российскую и зарубежную публику с будущими мировыми звездами академической музыки. А в своих интервью в программе «Энигма» на телеканале «Культура» она беседует с уже состоявшимися мастерами своего дела. У Ирины Никитиной (ИН) взял интервью Владимир Дудин (ВД).
ВД Каждый из двадцати четырех фестивалей «Музыкального Олимпа» можно было бы охарактеризовать по-разному, как прелюдии в знаменитых циклах Шопена или Шостаковича?
ИН Да, вы правы. Например, в 1998 или 1999 годах большинство участников составляли азиаты. В этом году – акцент на русских музыкантах. Также в нынешнем фестивальном выпуске образовался сюжет сразу о трех девушках-дирижерах. Анна Ракитина (II премия на Международном конкурсе молодых дирижеров имени Николая Малько в Копенгагене, 2018) показала себя очень ярко, хорошо выступила японка Нодока Окисава (обладательница I премии на Международном конкурсе дирижеров в Токио, 2018), а открывала фестиваль кореянка Ювон Ким (I премия Международного конкурса дирижеров Принцессы Астрид в Тронхейме, 2018). Очень много музыкантов попадает на «Олимп» после «Щелкунчика», среди них в этом году оказались 12-летняя пианистка Александра Довгань или потрясающая 12-летняя японская скрипачка Нацухо Мурата, чье выступление на конкурсе поразило членов жюри, это была безоговорочная победа. Детский телевизионный конкурс «Щелкунчик» в этом году пройдет уже в двадцатый раз, и за последние четыре года он стал действительно международным.
ВД По вашим наблюдениям, среди участников «Музыкального Олимпа» существует ли гендерный перевес?
ИН Гендерного вопроса в музыке для меня нет в принципе. Да, женщины-дирижеры – явление нетипичное, но я совершенно спокойно к этому отношусь. Женщины-лидеры – это прекрасно, просто непривычно. Кстати, если помните, в Советском Союзе была Вероника Дударова. В некоторых же оркестрах сегодня чуть ли не больше половины музыкантов – женщины. Хотя в оркестры их впустили едва ли раньше, чем лет сто назад. Сопрано Барбара Ханниган дирижирует. На съемках беседы с Хосе Кура он очень убедительно говорил, что петь и дирижировать одновременно очень логично, а вот когда играешь на инструменте – это неудобно. У каждого свой взгляд.
ВД Ваши беседы с мировыми знаменитостями в цикле «Энигма» на телеканале «Культура» являются для широкой зрительской аудитории окнами в Европу и за океан – в противодействие изоляционизму.
ИН Да, это очень важный момент наших встреч. Я считаю, что музыка всех объединяет, и это не пустые слова. Мои герои – люди неравнодушные, всех волнует ситуация в мире. Но у музыкантов понятие мира более глобальное, они не выносят фальши ни в музыке, ни в жизни. К сожалению, сегодня политика всех захлестывает потоком лжи. Мы не касаемся в разговорах острых тем, моя цель – расположить собеседника, вызвать на откровенный разговор о самом важном. Что показательно – ни один из моих героев не отказывался от предложения записать с ним интервью, ссылаясь на политические мотивы. Прекрасный пример: совсем недавно в Нью-Йорке мы записали интервью с дочерью Леонарда Бернстайна и популярным рэпером Вайклефом Жаном. Мне стало интересно, наконец, разобраться, что же такое рэп. Так Вайклеф заявил: «Я родом с Гаити, поэтому американская политика мне чужда». Только культура может спасти от безобразия, накрывшего, по сути, весь мир. А знаменитый Бобби Макферрин говорил, что если бы все эти политики пели хором перед принятием своих решений, может быть, решения были бы более дальновидными и неагрессивными.