Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова и Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова представили новую совместную программу – такую идею мудрого объединения активно развивает дирижер Геннадий Дмитряк, возглавляющий оба коллектива. Маэстро продолжает неоправданно забытую сегодня советскую практику: многие крупные сочинения того времени задумывались композиторами для исполнения большими русскими хорами, превосходящими камерный состав по многочисленности и силе звучания. Творческое общение явно идет двум ведущим хорам страны на пользу. Каждый из них не теряет и процента своей индивидуальности, но в то же время они близки друг другу – незыблемые законы хорового искусства, такие как внимание к слову и качеству звука, едины для больших профессионалов.
В новую программу Капеллы и Госхора вошли два знаковых для русской музыки сочинения – «Пушкинский венок» Георгия Свиридова и «Перезвоны» Валерия Гаврилина. Композиторы конкретным указанием в партитурах предписали исполнение этих произведений не просто смешанному хору, а именно большому – и этот акцент, безусловно, ощущается в масштабе композиторского замысла, а теперь стал полноценно отражен и в музыкальном воплощении.
«Пушкинский венок» Свиридова, в котором гениально совершенствуются традиции русского хорового концерта, исполнила Капелла Юрлова. Имя Георгия Васильевича дорого и свято для этого коллектива, музыка композитора – репертуарный символ и гордость Капеллы. Стоит напомнить и о прочной связи поколений: нынешний художественный руководитель перенимал традиции напрямую из рук Александра Александровича Юрлова, и в том числе присутствовал на его репетициях со Свиридовым, который был крайне требователен к интонированию и осмыслению текста.
Кажется, что очередное исполнение в «Зарядье» прозвучало хрестоматийно – настолько точно и сильно все было сделано. Однако музыканты не пели как в «очередной» раз, и не представляли протокольную хрестоматийность: получился труднодостижимый результат свежего и не заштампованного, вдохновенного прочтения.
Впечатлили солисты, которым в «Пушкинском венке» отведена весьма значительная роль: Виктория Гладкова, Снежана Гончарова, Анастасия Ефимова, Ольга Горюнова, Татьяна Красильникова, Валентин Хмелев и Алексей Репин. Было бы ошибкой сравнивать их с крупными оперными голосами, потому что они близки по качеству скорее к солирующим оркестровым инструментам, а это гораздо важнее.
И в целом, надо отметить, хор «под руками» Геннадия Дмитряка всегда звучит как большой симфонический оркестр. Инструментальная природа хорового звучания особенно чувствовалась, например, когда в части «Камфара и мускус» хор дополняли введенные в партитуру фортепиано, арфа, вибрафон, деревянная коробочка, тарелка, большой барабан – выстраивался прекрасный баланс тембрового взаимодействия.
«Пушкинский венок» – не только новый взгляд из XX века на традиции хорового концерта. В свиридовской музыке мы без труда слышим отголоски народного и церковно-певческого искусства, старинного романса и в целом музыкальной культуры девятнадцатого века. «Генезис» сочинения совпадает с нашим национальным культурным кодом: наверное, именно поэтому каждый во время прослушивания может многое понять про себя, посмотреть на свою жизнь со стороны. Об этом же, но уже через свою призму, вслед за Свиридовым размышлял другой выдающийся композитор прошлого столетия Валерий Гаврилин. Симфонию-действо «Перезвоны» по прочтении Василия Шукшина для солистов, большого хора, гобоя, ударных в концерте два хора исполнили совместно, звуча при этом как единый организм – удивительное достижение.
«Шукшин остается и долго будет могучей фигурой и движущей силой в нашем искусстве, – говорил Гаврилин, – все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле». Будет уместно процитировать слова композитора и о концепции замысла, которой явно следовали исполнители, утверждая ее и желая представить максимально рельефно: «Как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда».
Первый же номер «Весело на душе» по музыкальному языку скорее провоцирует вопросительную интонацию – и таких двусмысленностей, ошеломляющих смен разных оттенков нашего характера в сочинении Гаврилина очень много, от трагического плача до эксцентричного комизма. Насыщенная эмоциональная палитра сама по себе сложна для исполнения, но партитура наполнена и чисто-техническими трудностями: вновь, как было у Свиридова, подражание инструментам, отсылки к русскому демественному пению, фольклорная манера пения частушек «под язык» и не только.
В «Перезвонах» вновь многое зависело от солистов. Виктория Гладкова, Валентин Хмелев и Гиляна Дорджиева продемонстрировали исключительное понимание стиля и глубины содержания. Каждый из них, не стараясь удивить неуместной оперной манерой, нашел свое правильное звучание – теплое и выразительное. Именно благодаря такому отношению к материалу всех участников концерта музыкальные подробности собирались воедино, и симфония-действо, как и «Пушкинский венок», слушалась на одном дыхании.
Сольную интермедию «Дудочка», играющую связующую роль между «картинными» номерами, красивым и наполненным звуком, с тонкой динамической нюансировкой исполнила гобоистка Маргарита Бектемирова. Надо сказать, что все инструменталисты были органичны в музыке Свиридова и Гаврилина, достигали естественного баланса с артистами хора: Александр Финашев (челеста), Екатерина Дворецкая (арфа), Людмила Бурова (фортепиано), а также ансамбль ударных – Александр Ситюк, Мария Захаркина и Александр Чайковский. Исполнить миссию чтеца в «Перезвонах» Геннадий Дмитряк пригласил народного артиста РСФСР Александра Михайлова; судя по всему, и здесь выбор далеко не случайный: кроме блестящего попадания в ощущение слова, у актера очень мелодичная речь – казалось, что он буквально произносит текст в музыкальной тональности. Кульминационный номер «Матка-река» дискантом и детской проникновенностью украсил Виктор Скоробродов.
Исполнить такую виртуозную музыку под силу исключительно большим мастерам. Геннадий Дмитряк выстроил трактовку еще и на взаимодействии двух хоров – где было нужно, воздух в зале сотрясала мощь звучания, не теряя при этом четкой дикции и осмысленности каждого слова, или звучало тончайшее пианиссимо. Зрительские овации в адрес двух коллективов – лучшая и справедливая награда, искренняя высокая оценка музыкальности и качества. Этот концерт, оценивая современный контекст музыкальных событий, по праву можно назвать историческим.
Видеозапись концерта доступна на официальной странице YouTube МКЗ «Зарядье».