Искусство обмена События

Искусство обмена

Обменные гастроли Большого и Мариинки – взгляд из Москвы

На 2024 год выпали юбилеи сразу трех крупных русских композиторов – Глинки, Мусоргского и Римского-Корсакова. Отмечать круглые даты великих принято во всем мире, хотя, казалось бы, безусловные столпы нашей отечественной музыки точно не нуждаются в организации специальных празднеств ради очередного напоминания о них слушателям: музыка классиков с нами всегда. Однако на поверку оказывается, что это не совсем так. Если в Мариинским театре за последние годы можно было увидеть все оперы Римского-Корсакова, то в Большом только «Царскую невесту» и «Садко». Если в Мариинке есть оба шедевра Мусоргского, то в Большом театре только «Борис Годунов». Надо отдать должное, за последнее десятилетие мы видели в Большом несколько интересных спектаклей, которые, в свою очередь, вряд ли мыслимы на сценах Мариинского театра, и открыли для себя ряд малоизвестных опер. При этом знаковых произведений русского репертуара столичная публика все же объективно была лишена.

Двое из «Могучей кучки»

Исторически сложилось, что Мариинка и Большой – принципиально разные институции, конкурирующие. Творческий диалог между ними как-то не складывался. Все изменилось буквально недавно, 1 декабря, когда Валерий Гергиев одновременно стал руководителем этих двух главных театров страны. Первый глобальный проект маэстро в новом статусе – регулярные обменные гастроли, о возможности которых последние двадцать лет мало кто задумывался. К такой инициативе общественность сначала отнеслась по-разному, но теперь уже совершенно понятно, что перемещения на «Сапсане» доступны далеко не всем, а главное опасение, что оба театра могут потерять «собственное лицо» и слиться в один организм, пока не подтверждается.

Публика двух городов моментально скупает билеты на гастрольные спектакли, даже если до последнего дня никто не знает, каких именно певцов будет слушать – составы, к сожалению, не всегда объявляются заранее. Интерес понятен, ведь Большой и Мариинка несмотря ни на что продолжают оставаться брендами.

В феврале в рамках фестиваля к 180-летию со дня рождения Римского-Корсакова труппа Большого театра показала в Санкт-Петербурге «Царскую невесту», а Мариинский театр привез в Москву сразу три оперы композитора: «Псковитянку», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Ночь перед Рождеством». В марте прошел обмен операми Мусоргского – Большой давал своего фирменного «Бориса Годунова», а Мариинка – «Хованщину». Почти все спектакли из гастрольного списка визуально решены в эстетике большого стиля. «Царскую», «Бориса» и «Псковитянку», как известно, возобновляли в монументальных декорациях Федоровского. «Китеж» и «Ночь» также идут сейчас не в новых, а в обновленных версиях, но уже восстановленных по мотивам постановок, созданных в 1994 и 2008 годах.

Вырисовывается тенденция, а точнее, конкретный взгляд Валерия Гергиева на современный российский театр: все новое – хорошо забытое старое. Конечно, это уникально, потому что весь мир сейчас, наоборот, стремится обновлять театр и использовать технические достижения современности, более смело интерпретировать классику. Надо сказать, в каком-то смысле несовершенны оба подхода. Режиссерские эксперименты нередко оборачиваются малоталантливой неудачей, но и эстетика прошлого века зачастую на все сто процентов не срабатывает.

«Ночь перед Рождеством» и «Хованщина», например, в целом принципиально разные спектакли, но оба отражают принцип «прямолинейного театра», когда режиссер этюдными мизансценами последовательно иллюстрирует действие. Воплощение содержания отдается исключительно на откуп певцам, оркестру и хору – а это гораздо сложнее. Практика все же доказала, что психологический режиссерский театр способен раскрыть артистов гораздо интереснее, чем «традиционный спектакль».

Разговор о «Ночи перед Рождеством» и «Хованщине» есть смысл выстроить как любопытное сравнение. Гоголевский сюжет Гергиев воплощал с оркестром Мариинского театра, а народную музыкальную драму сделал уже в коллаборации со своими новыми коллегами. Разница чувствовалась: к своему «родному» оркестру дирижер явно отнесся с излишним доверием, а вот с оркестром и хором Большого тщательно репетировал на протяжении недели, что и определило результат. Если «Ночь» началась с некоторой нестройности оркестровых групп и киксов медной группы, и драматургия оперы обретала цельность с необходимым для маэстро эмоциональным градусом лишь постепенно, то «Хованщина» обернулась грандиозным музыкальным событием.

Можно как угодно относиться к Гергиеву, критиковать его идеи и интерпретации, поступки и стиль управления, но отказать в огромном таланте ему невозможно – он выдающийся дирижер, и «Хованщина» это подтвердила безапелляционно. В его прочтении и благодаря именно его энергетике в полной мере раскрывается потенциал сложнейшей оперы о тотальном расколе во всех слоях русского общества, о расколе как нашей национальной черте. Не случайно явные параллели не только с сегодняшним днем, но и с целым рядом исторических периодов, производят сильнейшее впечатление. Музыкально Гергиев достигает этого эффекта не только совокупностью отдельных удачных параметров успеха – точно взятыми темпами или хорошим балансом, но умением выстроить музыкальную фразу, провести кульминации, придать звучанию «вес», масштаб.

Конечно, все это не могло бы состояться без самоотдачи и труда музыкантов, а также прекрасного хора Большого театра. Оркестровка Шостаковича, которую выбрал для себя маэстро, более мрачная по сравнению с некогда популярной версией Римского-Корсакова, хотя во многом интереснее: например, исполнительницы партии Марфы нередко жалуются, что Дмитрий Дмитриевич «срезал» им верха, но акцент в этой партии на нижнем регистре все-таки срабатывает сильнее. Гергиев на протяжении всего спектакля доказывает, что в выборе редакции он также не ошибся.

В тех же двух спектаклях «повторялись» некоторые артисты – солисты Мариинского театра. Прекрасный голос позволяет Юлии Маточкиной делать почти все: отличные природные данные, грамотная техника. Солоха получилась у певицы яркой и харизматичной, чего нельзя сказать о Марфе, для трактовки образа которой нужно, наверное, слишком много – от эмоциональных сил до исторической и философской глубины. Кроме того, спектакль ничем ей не помог. Эстетика старой «Хованщины» близка басам Владимиру Ванееву (Иван Хованский) и Станиславу Трофимову (Досифей), они в ней органичны и естественны, молодая певица пока в этом антураже теряется. Кроме того, в точно таких же декорациях и костюмах выходили все великие певицы прошлого, что не может не добавлять переживаний и смущения. Другой состав, например, с Ксенией Дудниковой и Дмитрием Ульяновым, вероятно, мог обеспечить более цельное впечатление.

В целом оба театра сформировали довольно сильные составы, выбрав за редким исключением свои преимущественно лучшие силы. Если и был в гастрольной труппе тот, за кого стоит особенно побеспокоиться, то это тенор Евгений Акимов (Дьяк и Голицын), который «качает», с трудом и в ущерб чистой интонации поет в верхнем регистре. Но в той же «Хованщине» потрясающе звучал баритон Алексей Марков, певец превосходил коллег даже элементарно по объему голоса, умело пользовался нюансировкой, смело и без дурного актерского тона играл роль Шакловитого. Чуб в исполнении Станислава Трофимова впечатлил не меньше Досифея – певец напоминает по звучанию хороших басов из прошлого золотого века и может быть на сцене разным, при этом каждый образ явно прорабатывает досконально, подбирая походку, мимику, точные жесты (например, как и где осеняет себя крестным знаменем Досифей).

Гастроли по итогу подтвердили простую истину. В опере все решают два фактора – масштаб личности музыкантов и репетиционный процесс. Уже известно, что обмен между театрами продолжится на постоянной основе, и это хорошо. Музейные постановки, наверное, когда-то закончатся. Возможно, обмену также будут подлежать и такие спектакли, как, например, «Садко» (Большой театр) или «Лолита» (Мариинский).

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой