Искусство убито. Просыпается опера События

Искусство убито. Просыпается опера

КОOPERAЦИЯ-2018

Проект выглядит масштабно. Летом 2019-го на фестивале «Архстояние» будет показано шесть полномасштабных оперных постановок в ландшафте арт-парка Никола-Ленивец. Так анархичную и походную романтику фестиваля разбавит высокое элитарное искусство. А 8 и 9 декабря 2018 года на Малой сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко были представлены фрагменты будущих сочинений – эдакий тизер грядущих премьер. И одновременно предоставленная авторам возможность опробовать свои работы на зрителе.

CURIOSITY
Татьяна Рахманова (текст), Николай Попов (музыка), Алексей Смирнов (режиссер)

Первая же работа решила осмыслить современность в ее мультимедийно-футуристическом состоянии. Исполнители снимают зрителей на мобильники, выводят их изображение на экран. Там же возникают страницы социальных сетей. В одной – композитор публикует свой манифест нового времени. В другой – миллионы людей следят за аккаунтом марсохода Curiosity. Музыка воспроизводит ритмичные программные коды, старается озвучивать технологии. Речь солистов звучит с заеданиями, словно при плохом сигнале. Цельная и очень технологичная постановка, в которой наблюдается лишь один недостаток – излишне переполненная событиями и посылами драматургия. Кажется, что авторы хотели охватить слишком многое, не смогли вовремя определиться, о чем же именно их высказывание. К тому же именно эту постановку с ее упором на зрелищные технологичные сценические решения ждет самая интригующая судьба переноса в ландшафт природного парка.

РЫБА И ВЕПРЬ
Кира Малинина (текст), Оле Хюбнер (музыка), Капитолина Цветкова-Плотникова (режиссер)

Вторая работа переносит в поэтический мир женской чувственности. Текст переполнен водянистой, порой совершенно бессмысленной лирикой, которая временами переливается через край. Музыка полностью прислуживает мелодике текста. Почти монодическая мелика нового времени. Постановка оперирует перформативными решениями, демонстрируя три временные точки жизни женщины, сошедшиеся на одной плоскости, в едином пространстве. Идеальный вариант для тех, кто считает, что современность самодостаточно чувственна и не требует рационализации.

ТЕО | Teo | THEO
Евгения Беркович (текст), Артем Пысь (музыка), Юрий Квятковский (режиссер)

Вероятно, самая крепкая драматургическая работа. Три линии попеременно демонстрируют нам диалог между человеком и искусственным интеллектом, таким продвинутым аналогом Siri. В первой – мужчина, отчаявшийся завязать реальные отношения, пытается выстроить их с голографическим интерфейсом. Во второй – пожилая женщина наделяет интерфейс чертами начальника, жалуясь тому на проблемы ЖКХ и надеясь, что хотя бы он, наконец, «придет и порядок наведет». В третьей – выдающаяся певица Наталья Пшеничникова предстает в образе отчаявшейся женщины, которая, исповедуясь интерфейсу, ищет идеальную молитву. В итоге интерфейс очеловечивается и развивается, а люди расчеловечиваются и начинают мыслить алгоритмами. Экзистенциальное художественное высказывание, где акцентируется по-прежнему очень бедное существование человека даже в эпоху цифрового изобилия. Музыка почти полностью состоит из цитат – от классических произведений до детских песен. Как музыкальная драма – это очень сильная работа, но как опера может многих оставить в недоумении.

ЭК
Андрей Иванов (текст), Дмитрий Бученков (музыка), Елизавета Бондарь (режиссер)

Здесь публику ждет набор самых банальных решений. Постановщики взяли за основу мысль, что «счастье всего мира не стоит слезы одного ребенка», и в итоге перед нами разворачиваются недавние события о застрявших в таиландских пещерах детях и их тренере Эке. Сходит с ума мать. Умирает спасатель. Музыка безостановочно извергается сентиментальностью. К финалу для усиления драматического эффекта вовсе возникают образы окруженной школы, дыма и Беслана. Определенно авторы хотели сделать очень миролюбивое, пацифистское высказывание, но сами не заметили, как превратили реальные и страшные трагедии в спекуляцию и художественную торговлю детскими жизнями. Но если вас трагедии реального мира парализуют, а выплакать их в театре требуется, то это – ваш вариант.

IMPRINTS | ОТПЕЧАТКИ
Екатерина Бондаренко (текст), Анна Поспелова (музыка), Сергей Морозов (режиссер)

Вновь перед нами перформативные сценографические решения. На этот раз подкрепленные крепкой драматургией. Архивные записи. Реальные истории реальных людей. Музыка как дыхание человека. Дыхание как музыка. Никакой избыточной театрализации и музыкальной спекуляции. Внятное высказывание, которое напоминает, что у каждого из нас есть отпечатки прошлого. Все трагедии наших предков отпечатались в нас и влияют на нашу сегодняшнюю жизнь. Воспоминания всех, кто жил до нас, становятся нашими собственными. Очень честная работа с документом, показывающая, как оперный театр может работать с реальностью, не обесценивая ее.

FEUX FOLLETS | БЛУЖДАЮЩИЕ ОГНИ
Дана Жанэ (текст), Адриан Мокану (музыка), Ася Чащинская (режиссер)

Работа, в которой главное – это атмосфера. Текст, музыка и действие обслуживают не друг друга, а ее. Вокруг зрителей с фонарями ходит герой, пытающийся отыскать свою возлюб­ленную. Он подробно описывает ее запах. И зал заполняется специальными ароматами. Музыка построена на шепотах и вздохах. Возможно, именно здесь самая тонкая и при этом самая сильно воздействующая работа композитора. Публика же полностью погружается в состояние тотальной потерянности и одиночества. Очень метафоричная и мистическая опера, которую легче всего представить в ландшафте природного парка. А если она будет проходить еще и ночью, то катарсис обеспечен.

Кадр из оперы Тео

***

Все шесть опер получили возможность прозвучать в предельно качественном исполнении. За вокальные партии отвечали солисты московских театров, ансамбля «InterACTive» под руководством Ольги Власовой и театра голоса «Ла Гол», основанного Натальей Пшеничниковой, – практически безальтернативного сегодня в России ансамбля, владеющего самыми передовыми вокальными практиками. Всю сложную перформативную работу взяла на себя театральная компания «Radi Sveta». Музыкальную же постановку осуществил ГАМ‑ансамбль под управлением Олега Пайбердина.

Лабораторный формат вновь закрепляет за собой статус магистрального пути развития оперного искусства. Сегодня свои лаборатории запускают крупнейшие мировые оперные дома – от Парижской оперы до Ла Скала, все чаще заменяя их результатами даже продукции именитых мировых режиссеров. Зрители становятся соавторами. Процесс становится важнее результата. Нет никакого навязывания.

«КоOPERAция» этого сезона началась с манифеста, провозглашающего, что «Искусство убито!», а затем продемонстрировала рождение шести новых опер, каждая из которых способствует определению нашей текущей культурной идентичности и самобытности. Грядет век примата оперы, которая за счет синтезирования в себе всех прочих видов искусств сможет наилучшим образом отразить наше мультимедийное настоящее и точнее формулировать будущее. А возможно ли ей при этом не утратить естественность и не разорвать связь с природой, мы как раз получим шанс узнать на «Архстоянии».