Искусство вопросов и ответов События

Искусство вопросов и ответов

В Москве прошел Первый Международный детский фестиваль современного искусства «Территория. Kids»

Фестивальная программа пришлась на первую неделю школьных каникул и почти не пострадала из-за осеннего локдауна. Спектакли и мастер-­классы, лаборатории и лекции, читки и обсуждения, выставка и школа блоггинга… Разнообразие форматов, полемичность тем, смелость поисков – главное, что определило лицо нового форума для детей и подростков, возникшего под крылом взрослой «Территории».

С самого первого дня фестиваль-­новобранец заявил о расширении границ привычного восприятия, предлагая из пестрой мультижанровой афиши выстроить собственный маршрут открытий – театральных, музыкальных, художественных, пластических, образовательных или всех сразу. Пусть не удалось посмотреть все спектакли (сказались ограничения по рассадке и камерный формат большей части постановок), однако то, что попало, к примеру, в нашу театральную карту, претендовало на статус событий не только в масштабах «Территории. Kids». Ряд имен и названий прозвучали несколько дней спустя в свежем списке номинантов «Золотой Маски».

Выбрать самое яркое сочинение театральной афиши невозможно. Но очевидно, что для меломанов точкой притяжения стал спектакль «Requiem, или Детские игры» Александра Маноцкова, исполненный детским хором «Аврора» (хормейстер – Анастасия Беляева) в зале ДК «Рассвет» (премьера состоялась в 2017 году). Композитор придумал соединить музыку и латинский текст с мотивами самых разных детских игр, исторически связанных с образом смерти. В итоге привычная статика концертного исполнения мессы трансформировалась в оживленное действо, которое юные артисты разыграли одновременно с исполнением a cappella изысканной и довольно сложной музыкальной партитуры.

В музыкальный блок «Территории. Kids» попал и лабораторный проект «Новой Оперы» под названием «КоOPERAция. Art&Science. Kids», который стал частью большого проекта «КоOPERAция». В него вошли восемь камерных опер, сочиненных молодыми профессиональными композиторами на либретто подростков, впервые выступивших в роли драматургов. Несмотря на эффектные названия («Вернуться в снежный май», «Риччи Львиное Сердце», «Второй шанс», «Падшие острова», «Связи нет» и др.) и причудливые жанровые определения (аниме-­опера, драма-­фэнтези, симфорок, темное фэнтези), ни один из проектов не вышел за рамки лабораторных экспериментов ни по качеству художественного материала, ни по уровню сценической интерпретации. Самое важное и ценное в проекте – это, пожалуй, сам прецедент создания формата, где подросткам «важно высказаться и быть услышанными, а взрослым – понять и принять своих детей».

Возвращаясь к основной фестивальной афише, стоит заметить, что, вопреки заявленному детскому формату, фестиваль «Территория. Kids» не стремится заигрывать со своей аудиторией. Его темы актуальны, злободневны и часто «на вырост». Как и формат постановок, балансирующих на стыке разных видов искусств и жанров, что рождало дополнительные головоломки для юных (и не только) зрителей.

Путешествием в мир пластической образности стал спектакль «Мы – Мончичи» (проект французской компании Wang Ramirez), в котором непрерывный диалог главных героев – это вербальный и танцевальный спор о непохожести неаполитанца и китаянки, встретившихся в Париже.

Тему поисков себя и друг друга в мире, где каждый несет свой код идентичности, но одновременно становится частью всеобщего, разделяя ответственность за будущее, продолжила еще одна талантливая работа в жанре пластического спектакля. Спектакль «Там, где деревья выше домов» был создан специально для фестиваля «Территория. Kids», и его участниками выступили подростки от двенадцати до шестнадцати лет под руководством хореографа Саши Рудик.

Кукольный театр удивил пронзительным спектаклем-­притчей режиссера Яны Туминой. «Джинжик» – история про дружбу с пингвиненком, которого одинокий старик выудил из океанического мусора как драгоценную жемчужину (музыкальный лейтмотив практически бессловесного спектакля – пленительная мелодия арии Надира из оперы «Искатели жемчуга»).

Обсуждение спектакля со зрителями

Говоря о театральных откровениях «Территории. Kids», адресованных наиболее продвинутой аудитории, следует назвать спектакль «Рисовая собака», поставленный Женей Беркович совместно с независимым театральным проектом «Дочери СОСО». Микс современной поэзии (автор – Федор Сваровский) и пародии на эстрадный концерт рождает остроумный поэтический вербатим, соединяющий разношерстные обломки образов прошлого, настоящего и фантазийного будущего.

То, что взрослая «Территория» позиционируется как площадка новых экспериментальных форм, общеизвестно. На «детской Территории» одним из самых неожиданных и смелых проектов стал спектакль-­инсталляция «Дым», представленный тюменским Молодежным театральным центром «Космос» (режиссер Владислав Тутак). Тема Великой Отечественной вой­ны в воспоминаниях ее очевидца Валентины Сурвило оживает в одном из залов Московского музея современного искусства в виде микса аудиоспектакля, музейного искусства и комикса Ольги Лаврентьевой, выпущенного издательством «Бумкнига». Зритель бродит среди инсталляций, слушая текст в наушниках, прикасаясь к предметам прошлого и раскрывая сюжетные коллизии посредством графического языка комикса. Стопроцентный выход из зоны комфорта. Но можно ли говорить о комфорте, когда речь о вой­не, коллективной памяти и боли прошлого?

Театральная программа «Территории. Kids», предназначенная для зрителей категорий 0+ и 6+, оказалась не так обширна, как спектакли подросткового формата. Тем не менее работы, которые удалось посмотреть, покорили оригинальностью формата и талантливым исполнением. Это импровизационный спектакль с элементами предметного театра и клоунады «Вещи» (художественный проект «Импрессивная клоунада»), «спектакль для хорошего настроения с подвижными играми и поющим диджеем» «Мия и дракон» режиссера Михаила Плутахина (Театр Предмета) или более традиционное, но остроумное и теплое кукольное представление «Невероятные приключения голубя Петра» в постановке Александры Ловянниковой (Псковский академический театр драмы имени Пушкина).

Но, пожалуй, самое сильное впечатление «Территории. Kids» – это обсуждения спектаклей. Да, здесь все (!) спектакли обсуждались со зрителями. По желанию и независимо от возраста. При этом беседы строились по единой методике, вопросы которой можно найти в буклете фестиваля. Методика безоценочная. Здесь не встретишь привычного «понравился спектакль или нет». Но каждое обсуждение позволяет участникам высказаться и выслушать другие точки зрения. Без поиска истины и споров. Необычный опыт и хорошая помощь для нас, родителей, научиться обсуждать увиденное и услышанное со своими детьми.

Два дирижера и одна палочка События

Два дирижера и одна палочка

В Московской консерватории выступил Всероссийский юношеский симфонический оркестр

Залезть в чужую постель События

Залезть в чужую постель

В октябре 2021 года по итогам зрительского голосования Театр «Ан-дер-­Вин» принял решение возобновить постановку оперы Бриттена «Питер Граймс» – в 2015 году спектакль Кристофа Лоя получил в Лондоне международную оперную премию.

Быть или не быть композитором События

Быть или не быть композитором

Выставка, посвященная творческому процессу современных композиторов, открылась в Музее С.С.Прокофьева

Страна улыбок События

Страна улыбок

Подведены итоги XIV конкурса «ОпереттаLand»