Искусство здесь живет События

Искусство здесь живет

Московский международный Дом музыки отметил 15‑летие праздничным гала-концертом

Жизнь современной культурной Москвы невозможно ­представить без Дома музыки с его тремя залами. В начале 2000‑х возведенный на Красных Холмах филармонический комплекс преобразил угрюмый ландшафт промышленной зоны – на карте столицы возник новый центр искусств. Его идейный вдохновитель и бессменный лидер – Владимир Спиваков – с ­первого же сезона обозначил недосягаемую планку: невероятный ажиотаж вызвал концерт Лучано Паваротти в 2003 году (тенор посетил Москву в рамках своего последнего мирового турне по двадцати европейским городам), затем с программой из французской и американской музыки пожаловала «черная пантера» Джесси Норман. За ней Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Кири Те Канава и другие титаны оперного мира, солисты первой величины взошли на сцену большого филармонического органного зала, названного в честь Евгения Федоровича Светланова.

С тех пор Дом музыки изменился, вышел на новые рубежи, но в главном остался верен себе, о чем не раз говорили на концерте 21 декабря. Поздравительное обращение, направленное главой государства Владимиром Путиным, зачитал советник президента РФ по вопросам культуры – Владимир Толстой: «Важно, что, сохраняя великие традиции отечественного искусства, Дом музыки всегда открыт для новых идей и замыслов, для смелых экспериментов и творческого поиска. Я вижу в этом заслугу коллектива сотрудников и прежде всего маэстро Владимира Спивакова – истинного профессионала и подвижника», – отметил президент. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко самолично поздравила Владимира Спивакова с 15‑летием его детища и вспомнила о том, как в 2002‑м году при ее участии прошла торжественная церемония закладки первого камня в строительство на тот момент крупнейшего в России музыкально-театрального комплекса. «Сегодня Дом музыки – престижная площадка для ведущих звезд отечественной и мировой сцены. Лучшие оркестры, выдающиеся исполнители, дирижеры, актеры, хореографы из разных стран радуют жителей и гостей столицы своим творчеством. Дмитрий Шостакович справедливо утверждал: “Любите и изучайте искусство музыки. Оно откроет вам целый мир, сделает духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых красках и тонах”. И в этом смысле деятельность Дома музыки приобретает особое значение», – резюмировала Валентина Матвиенко в своем эмоциональном выступлении. На вечере присутствовали также и главы федерального и московского Министерств культуры.

Для публики приготовили сюрприз – киносеанс в антракте: к юбилею был снят добротный документальный фильм с участием друзей Дома музыки – пианистов, скрипачей, дирижеров, а также представителей драмтеатра, давно облюбовавших камерные пространства «хрустального дворца». В процитированных в самом начале мероприятия фрагментах этой киноленты Владимир Спиваков вспоминал о том, что Дом музыки был построен на месте разрушенного в середине 1930‑х годов храма святых Космы и Дамиана, врачевавших телесные и душевные недуги. Это совпадение он не считает случайным: «Николай Бердяев, русский философ, говорил, что христианство – вера не только в Бога, но и в возможность раскрытия божественного начала в человеке. В этом мне видится также предназначение творчества и конкретно Дома музыки».

Вынужденные корректировки в составе солистов (Хибла Герзмава не смогла присоединиться к празднику из‑за внезапной болезни) нисколько не снизили торжественность гала-концерта и кардинально идею не поменяли: изначально главенствующее место в программе заняли избранные страницы мирового оперного репертуара с акцентом на итальянское бельканто. Выразительные сольные выходы оттенялись эффектными оркестровыми интермедиями («Виртуозы Москвы» и Национальный филармонический оркестр России создали корректный аккомпанемент и порадовали самостоятельным вдохновенным музицированием).

Открыла вечер юная пианистка из Японии Шио Окуи – стипендиат Фонда Владимира Спивакова, лауреат конкурса имени Владимира Крайнева и первого Grand piano competition. В ее исполнении прозвучала медленная часть фортепианного концерта № 21 Моцарта. Ученица Валерия Пясецкого в ЦМШ при Московской консерватории сумела рассмотреть в нежном, полупрозрачном Аndante тревожные тени, которые населяют моцартовские оперы. Клара-Джуми Кан, немецкая скрипачка корейского происхождения, выбрала щемяще-томительные «Цыганские напевы» Сарасате, передав эстафету оперным солистам. Французский бас Николя Куржаль спел в минувшем году в «Осуждении Фауста» с Национальным филармоническим оркестром на фестивале в Кольмаре и продолжил тему инфернальных героев в Москве, предложив публике гала-концерта беспроигрышные куплеты Мефистофеля из «Фауста» Гуно («Le veau d’or est toujours debout»), а также гротесковую арию интригана Дона Базилио из «Севильского цирюльника» («La calunnia»). Синтез вокальной и драматической выразительности продемонстрировал Василий Ладюк. Солист «Новой Оперы» и Большого театра виртуозно владеет актерским инструментарием – любую миниатюру он рисует изящно, непринужденно, несколькими чуть небрежными штрихами. Блестяще сыгранную и спетую каватину Фигаро (музыка Россини преобладала в концерте) зал наградил бурной овацией. Неаполитанский романс «Скажите, девушки, подружке вашей» («Dicitencello Vuje») в исполнении Ладюка стал лирической кульминацией вечера. Линию южно-итальянских песен продолжил украинский тенор Дмитро Попов, исполнивший бравурного «Влюбленного солдата» («’O surdato ‘nammurato»). Незаурядной техникой в труднейшей каватине Розины из «Севильского цирюльника», инкрустированной жемчужными фиоритурами, блеснула Альбина Шагимуратова. А арией Джудитты («Meine Lippen, sie küssen so heiß») из одноименной оперетты Легара в регламентированность праздника внесла щепотку озорства Анна Аглатова.

То, что происходило в финале вечера, перечеркнуло все чопорные академические каноны: Владимир Спиваков вывел на сцену одну из своих дочерей – Анну Кову, выпускницу Парижской консерватории и Колледжа Беркли в Бостоне, которую красиво представил ведущий вечера – известный тележурналист Юлиан Макаров. Анне интересны нефилармонические музыкальные стили – блюз, соул, R’n’B, мотаун, что она и продемонстрировала в двух композициях собственного сочинения. Оглушительным джазовым попурри «Открытки из Нового Орлеана» на темы «Summertime» Гершвина, «What a Wonderful World», «Go Down Moses» из репертуара Луи Армстронга (солисты – трубач Вадим Эйленкриг, саксофонистка Грейс Келли, легендарный барабанщик Билли Кобэм) Владимир Спиваков завершил праздничный концерт. Впереди у Дома музыки еще добрая половина сезона, и запала неуемной творческой энергии маэстро и его единомышленникам и друзьям хватит сполна.

Сила эмоций и блеск интеллекта События

Сила эмоций и блеск интеллекта

В Екатеринбурге в шестой раз прошел Симфофорум

Барток заговорил на языке джаза События

Барток заговорил на языке джаза

14 октября в Петербургской капелле выступил венгерский биг-бэнд с аранжировкой музыки Белы Бартока

Опера, которой не было События

Опера, которой не было

На фестивале «DSCH. Шостакович. XX век» прошла самарская премьера оперы «Игроки»

Не волнуйтесь, все хорошо События

Не волнуйтесь, все хорошо

В лондонском Ковент-Гардене Клаус Гут поставил «Енуфу» Яначека. Но это не главное