Испанские песни на русский лад События

Испанские песни на русский лад

Солисты театра «Новая Опера» представили «испанскую» концертную программу

Ежегодно на Крещенском фестивале слушателям презентуют премьеры опер в концертном исполнении, дают текущий репертуар театра с новыми исполнителями и дирижерами, но особый интерес для меломанов представляют камерные вечера с оригинальными программами.

Концерт «Испанские эпизоды» стал продолжением нового проекта театра: осенью творческая команда «Новой Оперы» удачно сделала ставку на монографические очерки крупнейших музыкальных держав. Большой успех имели «Итальянские эпизоды» с неаполитанскими песнями и музыкой великолепных мастеров, наследников фундаментальной школы bel canto. «Французские эпизоды» подарили слушателям интерпретации камерно-вокальной музыки Бизе, Сен-Санса, Дебюсси.

Для российской культуры Испания, пожалуй, даже ближе, чем Италия или Франция. Пушкин, Бальмонт, Айвазовский, Коровин, Глинка, Римский-Корсаков – и еще десятки великих имен способны мгновенно воссоздать в нашей художественной памяти колоритный образ этой страны. Более подробно вводил слушателей в контекст исполняемых произведений Михаил Сегельман, своей фирменной манерой подачи материала открывший для публики немало исторических деталей и параллелей.

Солисты театра с отвагой «держали удар». Надо признать, задача перед ними стояла непростая. Не секрет, что попадание в стиль и даже саму техническую сторону вокала обеспечивает, прежде всего, правильное произношение. К примеру, ведущая солистка театра Ирина Боженко обладает хорошим голосом с богатыми колористическими возможностями, более того, ей свойственно драматургическое чутье. Но с точки зрения стиля её исполнение миниатюр Гранадоса или «Испанской песни» Делиба больше напоминало  русскую Марфу из «Царской невесты».

Неправильное произношение, следовательно, и непопадание в стиль,  оказалось в разной степени, но характерно для всех участников концерта. Проблема в том, что фонетические ошибки влияют на техническую сторону вокала. Например, у тенора Георгия Фараджева музыка Понсе и Лакалье не получилась совсем, а в романсе Глинки «Я здесь, Инезилья» некоторые вокальные грехи вдруг искупились сами собой. В этом смысле повезло Марии Буйносовой, что в «Вокализе-этюде» Равеля нет слов. Певица тонко почувствовала и передала обаяние импрессионистского звучания, правда, кульминации можно было бы чуть сдерживать по динамике точно с такой же интуитивной тонкостью.

Природа много дала Алексею Богданчикову: у него гибкий голос, есть полетность, он умеет не форсировать, может быть, излишне старается продемонстрировать тембр, но это дело вкуса. Осталось ему «обуздать» дыхание, тогда сарсуэлы Морено Торроба зазвучат еще лучше. Много красок певец нашел и в знаменитой «Серенаде Дон Жуана» Чайковского: единственное, построение линии лирического эпизода («от лунного света…») должно быть отточено до идеала.

Достаточно трудностей в программе концерта оказалось для меццо-сопрано. Юлия Меннибаева лучше всего исполнила три номера из «Испанских песен» Шостаковича, но там требуется широкое дыхание, «длина» звука для взаимодействия с фактурой фортепианной партии. Анастасия Лепешинская, к сожалению, не смогла порадовать удачной интерпретацией знаменитого цикла Мануэля де Фальи: не хватило смелости, творческого риска.

Станислав Мостовой

Удачно выступил Станислав Мостовой, с его голосом уже тоже не все гладко, но это тот певец, который способен обратить наше внимание на неочевидные нюансы, эффектно их проиллюстрировать. Подтверждением тому стали качественно спетые миниатюры Бизе, Бонфа, Лопеса.

О концертмейстерах стоит сказать отдельно, потому что не было ни одной формально сыгранной фортепианной партии. Максимум получился у Дмитрия Сибирцева: нередко он добивался пресловутого испанского колорита и других поставленных задач с большим успехом, нежели его певцы. Не во всем репертуаре находила адекватный баланс и с исполнителем, и внутри собственного текста Анна Ситникова, но отчасти именно она «спасла» цикл Шостаковича.

Прекрасные инструментальные номера тоже придется слегка покритиковать. Скрипач Максим Гусев, заботясь о красоте звука, сыграл с Дмитрием Сибирцевым известное танго Барди «Слепой петух» – в этой музыке много повторов, пусть и вариантных, от солиста хотелось большей изящности, выдумки, разнообразия.  Виктор Сыч исполнил на маримбе рапсодию современного композитора Татьяны Шатковской-Айзенберг, сделал это виртуозно и с впечатляющей энергией: само произведение удачное, есть много свежих находок, любопытны способы развития мелодического материала, жаль только, что форма выстроена несовершенно.

Крещенский фестиваль в «Новой Опере» завершится большим гала-концертом солистов театра в первое воскресенье февраля.