Исполнять то, что чувствуешь и во что веришь События

Исполнять то, что чувствуешь и во что веришь

Калининградский симфонический оркестр отметил свое
35-летие выступлениями в Беларуси

Концерты Калининградского симфонического оркестра в лучших концертных залах Минска и Витебска прошли с аншлагом 28 и 29 января. Первое знакомство с коллективом удивило, заинтересовало и вселило надежду на новые встречи.

История Калининградского симфонического оркестра начинается с 1987 года, когда состоялись репетиции сравнительно небольшой творческой группы музыкантов-энтузиастов, собранной на базе Калининградского драматического театра заслуженным деятелем искусств РФ Аркадием Фельдманом — главным дирижером и бессменным художественным руководителем. Первый концерт был дан 14 марта 1988 года, программа которого задала сразу высокую художественную планку: Симфония №40 Моцарта, «Неоконченная» симфония Шуберта, «Вальс-фантазия» Глинки, увертюра к опере Россини «Севильский цирюльник».

В дальнейшем коллектив участвовал в оригинальных постановках трагедии Гёте «Эгмонт» с музыкой Бетховена, драмы Ибсена «Пер Гюнт» с музыкой Грига. А с 1996 года оркестр выступает и гастролирует как самостоятельный коллектив с программами, включающими все жанры и стили — от старинной музыки до сочинений авторов наших дней.

Парадоксальность и уникальность ситуации состоит в том, что в самом Калининграде нет консерватории или академии музыки, готовящих оркестрантов для коллектива, но Калининградский симфонический оркестр постоянно развивается. Звуковая среда города, сформированная деятельностью оркестра, привлекает в этот коллектив профессиональных музыкантов из разных городов России и зарубежья, поддерживая и сохраняя его высокий исполнительский уровень, а разнообразие программ и дирижерские оригинальные интерпретации музыкальных произведений держат в постоянном внимании музыкальную публику.

Уже два сезона дирижером оркестра также является Михаил Кирхгофф, имеющий за плечами солидный творческий багаж: он работал в Стамбульском театре оперы и балета, был главным приглашенным дирижером Государственного симфонического оркестра «Академия солистов» (Казахстан), выступает с различными оркестрами России, Германии, Италии, Франции, Австрии, Латвии, Мальты, Турции, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Киргизстана, ОАЭ. В гастрольной поездке по городам Беларуси именно он раскрыл новые грани коллектива в интерпретации русской музыкальной классики. В Беларусь коллектив приехал с программой из сочинений двух знаковых русских композиторов — юбиляра этого года Рахманинова и Чайковского. «Мне кажется, они отображают и русскую, и белорусскую души», — заметил дирижер. К этому концерту коллектив готовился с особым усердием, активно репетировал, несмотря на то, что партитуры произведений хорошо знакомы оркестру.

Александр Данилов и Михаил Кирхгофф. Фото предоставлено Калининградским симфоническим оркестром

Второй фортепианный концерт и оркестровая сюита «Симфонические танцы» Рахманинова, как и Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского, прозвучавшие в концертах, требуют от музыкантов глубины раскрытия замысла и высочайшего профессионализма. В этих произведениях важна ювелирная точность передачи образов, разнообразие гармонической и ритмической палитры, агогика и оркестровая стройность. Именно эти качества исполнения так кропотливо оттачивались Михаилом Кирхгоффом в репетиционной работе. «На сцене самая главная функция дирижера — это передать состояние, характер и вселить веру в истинность того, что исполняешь», — отметил Михаил Кирхгофф. Дирижер очень филигранно разворачивал оркестровые партитуры, раскрывая все перипетии тематической драматургии, а оркестр тонко реагировал на все его требования. Это ощущалось как в ансамбле с молодым белорусским солистом Белорусской государственной филармонии, лауреатом международных конкурсов Александром Даниловым во время исполнения Второго фортепианного концерта Рахманинова, так и в грандиозном симфоническом полотне — торжественной увертюре Чайковского.

Во второй части вечера калининградцы под руководством Михаила Кирхгоффа исполнили «Симфонические танцы» Рахманинова. Дирижеру удалось не только воплотить целостную интерпретацию философской картины бытия человека, парадоксально объединенной танцевальностью, но и привнести собственную трактовку в своеобразие смысловых акцентов исполняемой партитуры. «Симфонические танцы» стали мощной эмоциональной кульминацией гастрольной программы, организованной АНО «Нашим Героям» и Фондом ветеранов спецслужб «Рысь».

Увлеченность и искренность исполнителей не оставила равнодушным ни одного слушателя в зале, общий эмоциональный накал и убедительность интерпретации вызывали аплодисменты после каждого исполненного произведения, выражая эмоциональное единение с музыкой. Белорусские меломаны открыли для себя талантливый симфонический коллектив из России, показавший профессиональную зрелость, высокую исполнительскую культуру и эмоциональную щедрость. Прошедшие в Беларуси концерты русской музыки оставили мощный энергетический заряд, гордость и восхищение русской музыкальной культурой, а также радость причастности к услышанному.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой