Испытание Прокофьевым События

Испытание Прокофьевым

В «Зарядье» состоялся концерт с участием Фредерика Кемпфа и Уральского академического филармонического оркестра

«Звезды сошлись» – пожалуй, такое определение можно дать концерту, где каждый участник имеет мировое признание. В концерте в «Зарядье» приняли участие один из самых известных пианистов  современности британец Фредерик Кемпф и один из ведущих российских коллективов – Уральский академический филармонический оркестр под управлением своего руководителя Дмитрия Лисса. Для Кемпфа гастроли в России уже стали традицией: более двадцати лет артист регулярно выступает в различных российских городах. Кроме того, в этом году пианист был приглашен в качестве члена жюри на Первый Международный конкурс имени С. В. Рахманинова в Москве. В свою очередь, маэстро Лисс (с 2016 по 2021 год руководивший еще и оркестром Южных Нидерландов) является одной из ярчайших фигур на музыкальном горизонте. От подобного сотрудничества ожидаешь невероятного погружения в глубины классической музыки, особенно когда речь идет о таких сложных произведениях, как Второй фортепианный концерт и Вторая симфония Сергея Прокофьева.

Начальные такты концерта прозвучали трогательно и элегично – знаменитую тему первой части Кемпф играл «по-шопеновски», с оттяжкой. Однако справиться со всеми техническими сложностями и выдержать драматургию произведения – задача, которая не всегда по силам даже маститым музыкантам. Это прекрасно понимал, к примеру, Святослав Рихтер, не игравший никогда (во всяком случае, публично) красивое, но невероятно трудное сочинение Сергея Сергеевича. Каденция в первой части  прозвучала у Кемпфа однообразно и очень жестко, а местами было заметно и техническое несовершенство. Театральные образы остальных частей, увы, оказались лишены характера и энергии; более того, партия фортепиано периодически становилась не слышна, и ее перекрывало звучание оркестра. То, что Фредерик Кемпф испытывал большие трудности при исполнении, было видно невооруженным глазом: почти все время корпус и лицо пианиста были напряжены и скованны. Ощутимым контрастом прозвучала исполненная на бис Этюд-картина ля минор op. 39 Рахманинова: тут руки артиста вновь обрели свободу и легкость, а звук – красочность и наполненность – все это моментально напомнило, что перед нами музыкант мирового уровня.

УАФО стал украшением вечера. Вторая симфония – не что иное, как проверка на профессионализм для оркестра и дирижера. Расширенный состав оркестра, сложности музыкального языка, контрастирующие между собой эпизоды – все это может легко превратиться в несвязный набор звуков и шумов. Однако испытание Прокофьевым коллектив выдержал блестяще: хорошо прослушивался каждый пласт, ни одна мелодическая линия не осталась без внимания дирижера, при этом было соблюдено драматургическое развитие. Звучание оркестра было безупречным – плотным, стройным и красочным, особенно в таинственной второй части, напоминавшей о «сказочных» образах из симфонических картин А. Лядова. УАФО представил нам иного Прокофьева – не лирического и ироничного, как во Втором концерте, а брутального, временами даже агрессивного и мистического. Последние, тающие в пространстве зала аккорды оставляют в душе вопрос: «Что это было?..»

Хочется вспомнить знаменитые слова Рихтера, сказанные после премьеры Пятой симфонии: «Это победа Прокофьева!» Действительно, даже испытывая талант исполнителя, музыка великого композитора не знает поражений. Но сейчас это, безусловно, и победа маэстро Лисса и всего коллектива УАФО. В недалекой перспективе оркестр ждет покорение других, не менее сложных вершин мировой музыкальной классики. В декабре на сцене Свердловской филармонии он исполнит симфонические произведения Сезара Франка, а весной – «Колокола» и «Симфонические танцы» Рахманинова на закрытии фестиваля к 150-летию композитора.

Шутка или скверный анекдот? События

Шутка или скверный анекдот?

В Нижнем Новгороде отметили юбилей Пушкина спектаклем «Пиковая дама. Балет»

Экзамен для артистов События

Экзамен для артистов

В Москве объявили лауреатов IX Конкурса Галины Вишневской

Один за всех События

Один за всех

Свердловская филармония представила орган нового поколения

Будущее услышано События

Будущее услышано

Завершился второй тур IV Международного конкурса Grand Piano Competition