История. Музыка. Кремль События

История. Музыка. Кремль

В Тульском кремле исполнили оперы Чайковского и Рахманинова в рамках проекта «Императорские сезоны в Тульском кремле»

В выходные дни билеты на поезда по маршруту Москва – Тула – дефицит. Кажется, что сотни москвичей двинулись в музейную столицу России, как теперь негласно именуется этот город. Действительно, Тула преображается на глазах: атмосферный променад на набережной, впечатляющая пешеходная улица Металлистов с филиалами известных столичных музеев, сам Кремль с соборами, колокольней и выставочными локациями… Но министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина ставит новую амбициозную задачу: совершить прорыв и в филармонической сфере. В местный симфонический оркестр объявлен конкурс, чтобы закрыть вакантные места. И, глядя на сцену, теперь уже не испытываешь ощущения дежавю, что половина музыкантов – это твои знакомые из столичных оркестров.

С 2018 года в Туле под конец лета проводится интересный проект: на Кремлевской площади ставится эстрада и звучит оперная музыка. В этом году публике предложили трехдневное погружение в классику: посещение открытой репетиции, а фактически – полноценного генерального прогона опер «Иоланта» Чайковского и «Алеко» Рахманинова, на следующий день – их исполнение с перформансом в антракте, получившим название «Императорский дивертисмент». Прямо за стенами Кремля – спуск на набережную, где амфитеатром расположены деревянные ступени-скамьи. Уже в ночном сумраке с красивой подсветкой водной глади было показано костюмированное представление «Династия. Сквозь время» – про русских императоров династии Романовых, про их связи с историей Тулы, военной промышленности. Эффектные костюмы, соединяющие стиль кринолинов и современную моду, симпатичный сопроводительный текст, лодки, на которых приплывали артисты, – такое историческое шоу могло бы стать туристической фишкой, знакомящей с традициями великого прошлого Тулы и России.

Но, конечно, главное происходило в эти вечера на импровизированной оперной сцене. Тульский филармонический оркестр под управлением своего лидера Владислава Лаврика творил чудеса. Формат концертного исполнения, в котором была представлена «Иоланта» – когда артисты в строгих костюмах, нет мизансцен, и с публикой говорит только музыка, «работают» только эмоции, – это самое трудное. Но дирижеру удалось создать целостную интерпретацию, где каждый такт ощущался как шедевр, а каждая ария или ансамбль – как хит. Невольно подумалось, насколько влияет личность исполнителя, который может заставить музыку блистать всеми гранями или сделать ее скучной и невыразительной. Владислав Лаврик – сдержанный в жестах за пультом, «не хлопоча лицом», воодушевил всех оркестрантов и солистов на нерядовое исполнение.

«Иоланта» – мистическое произведение, где Чайковский ясно и недвусмысленно говорит сам с собой и со зрителями о приоритете духа над плотью, о влиянии духовной энергии на телесную. И полтора часа пролетели как минута – так захватывающе и увлекательно разворачивалась драма слепой Иоланты и влюбленного рыцаря Водемона, приведшая к ликующему апофеозу прозрения, и в конечном счете – к обретению гармонии внутреннего и внешнего. Выбор исполнителей оказался в целом очень удачен, а некоторые певцы стали открытием. Например, солистка МАМТ  имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Ксения Мусланова, чей голос передал и нежность, и боль, и восторг преображения главной героини. Солист МДТ имени Н.И.Сац тенор Максим Дорофеев – Водемон, который очаровал красотой тембра и редкой в наше время технической стабильностью. На высоте был и премьер из «Новой Оперы» баритон Анджей Белецкий (Эбн-Хакиа). Его известная ария прозвучала, как и задумывал композитор, с постепенным нарастанием звука и внутреннего напряжения, доходящего до устрашающего тутти. Белецкий не только удачно спел, но и сыграл образ врача-прорицателя с востока, обходительного и хитроумного. Из исполнителей партий второго плана отметим артиста МАМТ Николая Андреева (Бертран), а также  Полину Ермолаеву (Марта), солисток МДТ имени Н.И.Сац Марию Дееву (Бригитта) и Анну Холмовскую (Лаура). Их голоса прекрасно сочетались в нежном трио в колыбельной «Спи, пусть ангелы крылами». Отлично проявил себя и Тульский государственный хор (художественный руководитель Александр Соловьёв), порадовав отменной дикцией и качественным вокалом.

После романтической рыцарской истории сюжет «Алеко» перенес зрителей в мир необузданных страстей и свободных нравов цыганского табора. «Спектакль, рассказанный ветром» – так назвали свою интерпретацию «Алеко» авторы постановки Виктория Агаркова, творческая группа Музыкально-драматического театра  ÁNTE и художник Ирина Дерябина. По сути, получился некий гибрид перформанса и традиционной оперы. В спектакле есть пролог, интермедии между эпизодами, когда артисты произносят «потусторонними» голосами пушкинские строки из одноименной поэмы. Артисты стоят на коленях, за их спинами – колосья, подсвеченные багровыми бликами. Вязанки этих же колосьев затем становятся «оружием», а большое тележное колесо в руках Старого цыгана (Анатолий Захаров) воспринимается и как колесо переменчивой фортуны, и как жернов, приносящий возмездие (помните библейское «жернова Господни мелют медленно, но неумолимо»?). В общем, очевидная символика, создающая тревожную атмосферу надвигающегося несчастья. В режиссуре большую роль играет пантомима, также позволяющая избежать натурализма и превращающая изображение жизни цыган в метафору.

При этом партитура Рахманинова полностью сохранена и «произнесена» со всей внятностью и музыкальностью. Созданная композитором в 19-летнем возрасте, она несет в себе печать его юношеских увлечений Чайковским, является диалогом с предшественниками, но при этом в ней слышны персональные авторские интонации. Всю эту многослойность фактуры тонко и тщательно выявил Владислав Лаврик. Мощнейшие драматические кульминации в духе последних симфоний Чайковского, восторженная страстность в дуэте Земфиры (Ксения Мусланова) и Молодого цыгана (Максим Дорофеев), сжигающая ревность Алеко (Михаил Атаманович) – все это было не только выразительно спето, но и «донесено» средствами оркестровых красок. Можно сказать, что в этот вечер Владислав Лаврик показал себя серьезным игроком в оперном жанре, и очевидно, что он может быть востребован и в полноценных театральных историях.

Уикенд в Тульском кремле на третий день завершил фольклорный ансамбль «Услада» Марины Федосеевой. Было разыграно костюмированное представление «Еще раз про тульский секрет» (по повести «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Николая Лескова). В интерпретации ансамбля «Услада» ожили реалии дореволюционной Тулы через городские песни и танцы, через народный говор и «словечки», которые так ароматны в самой прозе Лескова.

Масштабы, в которых проводились нынешние «Императорские сезоны», – впечатляют. И многое было бы, наверное, не осуществимо  без грантовой поддержки Президентского фонда культурных инициатив и губернатора Алексея Дюмина, включившего эти музыкальные акции в общий проект «Музейное лето в Туле». Что ж, будем держать кулачки, «чтобы лето не кончалось» (как поется в известной песне) и в следующем году нас снова собрал оперный проект в Кремле.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»