Итальянские сезоны Гергиева События

Итальянские сезоны Гергиева

В Мариинском театре поставили редкую оперу Верди «Эрнани»

Мариинский театр выпустил четвертую оперную премьеру в сезоне, отличительной чертой которого стало восстановление зарубежных контактов с европейцами на почве постановок итальянских опер. Итальяномания определенно захватила театр. Валерий Гергиев сегодня целенаправленно идет вглубь романтического репертуара, осваивая топовый список сочинений бельканто. Неожиданно и Италия сделала ему ответное предложение, нарушив длительную санкционную паузу и ожидая маэстро на одном из своих фестивалей уже в июле.

В сегодняшнем Петербурге, как почти сто восемьдесят лет назад, с момента работы Итальянской оперной труппы, в театральной афише соперничают Россини, Беллини, Доницетти и ранний Верди. После недавних мариинских премьер «Аиды» и «Нормы» выбор пал на редкую, практически малоизвестную в России оперу Верди «Эрнани» (в то же время заметим, что концертная практика исполнения опер в Мариинском дает право ожидать в обозримом будущем и другие раритеты: «Фаворитку» Доницетти, «Вильгельма Телля» Россини, «Джоконду» Понкьелли). «Эрнани» – пятая по счету опера Верди, которую он создавал близко ко времени кульминации бельканто, вдохновляясь достижениями и музыкальными красотами этого стиля, но при этом не изменяя своему собственному композиторскому «голосу».

Премьера «Эрнани», состоявшаяся на днях на новой сцене, удивила отсутствием непременного атрибута свежих постановок – буклета (его заменили мини-вариантом, к тому же напечатанным в ограниченных объемах – на третий спектакль он был уже недоступен для публики). А жаль. Зная прекрасную продукцию издательского отдела театра, можно было предвкушать эссе, способные разъяснить маскулинный характер этой оперы (борьба трех мужчин за обладание Эльвирой, усиленная их политическими разногласиями) и довольно странный с сегодняшней точки зрения сценарий по Гюго, в котором почти все герои то и дело меняют цели, грозятся уйти из жизни, ломают жизнь родственникам, как, скажем, пожилой де Сильва, оставляющий свою племянницу Эльвиру в итоге вдовой… Любопытны в этой связи были бы и взгляды постановочной команды, которую возглавил болгарский певец и режиссер Орлин Анастасов (этот мариинский сезон вообще отмечен зарубежным присутствием – напомним, что «Аиду» ставил Джанкарло дель Монако).

Позицию режиссера, действительно, хотелось бы понять. Анастасов-певец известен исполнениями партий в том числе и в «Эрнани», стало быть знаком не с одной интерпретацией этой оперы, но в мариинском спектакле он на удивление практически самоустранился из процесса. Назвать его режиссуру мало-мальски заметной не позволяет язык. Все, что мы видели, напоминало концертное исполнение с минимальным набором схематичных поз. Певцы в этой постановке были предоставлены сами себе: к сожалению, для некоторых это стало фатальной ошибкой. Александр Михайлов, занятый в главной роли благородного разбойника Эрнани, к сожалению, просто затерялся: характер персонажа абсолютно не был проявлен, как будто это был случайный человек из массовки. Притом что певец обладает и голосом со звучными, металлическими верхними нотами, и драматическом запасом, блестяще реализованным им в недавней партии Рауля в «Гугенотах». Все эти качества могли пригодиться и здесь, но были стушеваны. В том числе и поэтому акцент сместился на двух других мужских персонажей, соперников Эрнани в любви. Большое впечатление оставила работа другого Михайлова – Анатолия, исполнявшего роль Дона Карлоса. Харизма, энергия, весомость – все читалось в этой разнообразной партии, в которой Верди придал персонажу и героические, и лирические черты (его ариозо, обращенное к Эльвире, «Иди со мной, лишь розами…» стало одним из самых проникновенных моментов оперы). Магерраму Гусейнову в роли де Сильвы, главного оппонента Эрнани и по сути главного злодея оперы, тоже удался образ испанского гранда. И если первый исповедальный эпизод вышел у него несколько пресным, то энергичная интонация следующего соло (кабалетта «В конце концов, клинок победоносный…») придала нужные брутальные черты, столь необходимые в этой роли и реализованные певцом уже до конца.

 

Диана Казанлиева в партии Эльвиры, словно соперничая с мужчинами, наделила свою героиню недюжинной страстностью, испанским характером, озвучив весь большой диапазон с внушительным для сопрано низким регистром. Ее манера также была разнообразна: она демонстрировала как полнозвучный голос, так и деликатные нюансы.

Дирижер Кристиан Кнапп, вслед за Валерием Гергиевым проведший премьерную серию, имеет в Мариинском внушительный репертуар, он не новичок на территории итальянской оперы XIX века. Оркестр в целом хорошо аккомпанировал, выразительно и точно звучала оркестровая банда за сценой. Но в трактовке маэстро было очевидно пристрастие к быстрым темпам – тем самым дирижер вероятно хотел придать особую динамику хоровым и ансамблевым сценам. Не везде это получилось идеально, иногда вокалисты (и хор, и солисты) хоть и успевали, но с ощутимым напряжением, иногда оркестр выбивался на первый план вследствие энергичных фраз струнных (как в первом женском хоре). Вероятно, то, что хотел получить в идеале Кнапп, удалось в полной мере только в ансамбле второго акта, показывающем экзальтированный, маркированный словом «вендетта» настрой его участников – Эрнани, Эльвиры и де Сильвы (в этот ключевой момент драмы де Сильва предлагает сопернику смертельную сделку ради обеспечения безопасности дамы). Некоторые же эпизоды оперы в таких темпах presto выглядели едва ли не комическими, в духе галопа (который, к слову, в партитуре прописан лишь единожды). Вообще, темповый баланс еще нуждается в проработке, в том числе и в ариях, где, как показалось, единодушие между дирижером и солистами складывалось несколько спонтанно.

Чем хороша постановка, так это работой художника по костюмам Дениса Иванова. Яркие, умело воссозданные исторические одежды Испании XVI века эффектно представляли персонажей, будь то поющих или танцующих. Костюмы создавали акцент в визуализации, выдержанной в целом в едином ключе, без радикальных смен антуража за все четыре акта оперы. Поворотный круг в центре сцены с архитектурными деталями арок, разбитых на секции, позволял быстро менять планы, служил естественной ограничительной площадкой для танцевальных сценок. Это визуально простое, но элегантное решение в сценографии (увы, почти не подкрепленное игрой света) тем не менее вносило заметное оживление в статические композиции, превалирующие в постановке.

 

«Эрнани» до конца сезона ждет еще одна серия показов в августе, анонсированная театром по горячим следам. Вероятно, будут новые дебюты и в партиях, и на дирижерском подиуме: с интересом ожидаем Георгия Албегова – одного из дирижеров, которых Мариинский театр планомерно выдвигает в этом сезоне.

Орлин Анастасов: Бэкграунд оперного певца помогает мне в режиссерской деятельности

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе События

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе

Славянский рейв События

Славянский рейв

В Рахманиновском зале сыграли «Свадебку» Стравинского