Держим планку Тема номера

Держим планку

Девизом 2023 года может быть фраза «жизнь в предлагаемых обстоятельствах». Редакция составила свой рейтинг инфоповодов и персон, которые оказались наиболее значимыми в уходящем году.

Тенденции

Открытие России. Так, одной фразой, можно охарактеризовать активный процесс переориентации артистов и музыкальных институций на внутренний рынок. Активизировалась гастрольная деятельность по России – такие гранды, как Большой театр, которые ранее не удостаивали своим вниманием малые города и села, теперь оказались перед необходимостью открывать для себя новые маршруты внутри России. Тот же ГАБТ принял участие в фестивалях в Клину (показав, правда, не оперу или балет Чайковского, а «Кармен-сюиту» Щедрина), в Ясной Поляне (с балетом «Анна Каренина»), МАМТ вывез «Хованщину» в Рязань на open air. Только что на представлении в Большом театре Валерий Гергиев сказал: «Сейчас и мне, и вам надо работать дома, работать много, работать успешно». И это отражает суть государственной политики. К слову, сам Гергиев уже давно много ездит по всей России в дни Пасхального фестиваля, объезжая самые потаенные уголки. Другие коллективы смогли это сделать теперь, только когда Министерство культуры, Росконцерт и иже с ними стали субсидировать эти гастроли. Скажем, Российский национальный оркестр посетил Махачкалу, Грозный,  Владикавказ – впервые за свою историю существования; Госкапелла России с Валерием Полянским, наконец, доехала до рахманиновской Мекки – Тамбова и Ивановки. Денис Мацуев, получив грант Президентского фонда культурных инициатив, проводит свои фестивали теперь по всей России, вывозя туда команду солистов.

Эта же тенденция позволила стремительно выдвинуться молодому поколению солистов и особенно дирижеров. Все лауреаты Первого международного конкурса имени С.В.Рахманинова немедленно были включены в концертную орбиту: график выступлений Ивана Никифорчина  теперь расписан практически на каждый день. Много приглашений в столицы и по России и у других маэстро: отток иностранных дирижеров вынудил директоров залов и филармоний рисковать и приглашать новые для себя имена. Это уникальная по своей благоприятности ситуация.

Иван Никифорчин

Освоение новых территорий идет также на Восток – в Китай съездили уже не по одному разу БСО, ГАСО России имени Е.Ф.Светланова, Заслуженный коллектив Республики, ГАСО Республики Татарстан, Большой и Мариинский театры. Денис Мацуев анонсировал возможность более серьезных совместных акций – фестивалей, конкурсов. Вероятно, стоит ожидать расширение и этого списка, и появление новых точек в азиатском регионе и не только: Индия, Иран, Латинская Америка – довольно привлекательные со всех точек зрения маршруты.

В этом году особенно явной стала тенденция (появившаяся, конечно, не вчера) к проникновению современной музыки в выставочное и музейное пространство. Уже никого не удивляет, когда концерты проходят в залах галерей, порой даже внутри самой экспозиции. Тем более привычными стали проекты в жанре саунд-арта: это и звучащие объекты, и специфические аудиоинсталляции, созданные под конкретное помещение. Вот лишь несколько примеров. ГМИИ имени А.С.Пушкина провел на Камчатке масштабный фестиваль «Звук вокруг» (название говорит само за себя), галерея «ГРАУНД Солянка» показала выставку «Пропейзаж», в которой приняли участие восемь художников и семь композиторов, в «ГЭС-2» зрителям и слушателям предлагали «Настройки-3» – проект, исследующий взаимосвязи между музыкой, визуальным искусством и архитектурой… Что и говорить о многочисленных концертных событиях, регулярно проходящих как в перечисленных институциях, так и в других арт-центрах. Символично, что один из юбилейных «Пяти вечеров» – фестиваля Союза композиторов России – состоялся как раз в «ГРАУНД Солянке». Надо полагать, в будущем мы увидим еще больше коллабораций музыкальных и арт-организаций, композиторов и художников. Точнее, увидим и услышим.

На протяжении уходящего года в информационное поле регулярно попадали сообщения, связанные с неминуемой реорганизацией «Золотой Маски». Целую череду открытых писем в адрес Союза театральных деятелей как учредителя фестиваля-премии повлекло за собой известие о предстоящем сокращении номинаций (исключении категории «Эксперимент» и персональных категорий, таких как «Работа композитора в музыкальном театре», «Работа художника по свету», «Лучшая работа драматурга») и их слиянии (планировалось объединить «Балет» и «Современный танец»). В самых разных обращениях – личных и коллективных – подчеркивалась ценность наработанной структуры премии, отражающей все многообразие современного театра. Реакция творческой общественности возымела эффект, и секретариат СТД отложил обсуждение этого вопроса.

«Золотая Маска», учрежденная тридцать лет назад и ставшая своего рода хроникой современного российского театра, в 2024 году перейдет к новой дирекции (действующая административная команда Марии Ревякиной отстранена от премии). Это косвенно подтверждается перестановками, произошедшими в самом начале декабря в Союзе театральных деятелей, куда на место Александра Калягина пришел Владимир Машков. Летом, когда члены СТД разрабатывали проект нового положения о премии, в документ была внесена поправка о статусе президента «Золотой Маски» – им станет глава Союза. Президент премии сможет единолично назначать генерального директора. Экспертный совет и состав жюри, список номинантов планируется согласовывать с Министерством культуры РФ.

Что же в перспективе? Владимир Машков в день своего избрания на пост руководителя СТД заявил о намерении поставить перед организацией задачу «вернуть “Золотой Маске” доверие как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны государства и спонсоров». «Музыкальная жизнь» следит за развитием событий и будет информировать читателей о положении дел.

Ньюсмейкер

Смена руководства в главном театре страны — всегда экстраординарное событие. Десять лет назад, например, для многих стало неожиданностью, что Анатолий Иксанов уходит в отставку и уступает директорское кресло в Большом театре Владимиру Урину. Появление в театре Валерия Гергиева, напротив, тщательно готовилось около года, но и здесь эффект «грома среди ясного неба» вновь сработал.

Вопрос о смене власти в Большом театре остро обозначили в марте 2022 года, когда Президент России Владимир Путин на встрече с лауреатами премий в области культуры и искусства предложил Валерию Гергиеву, долгие годы возглавляющему Мариинский театр, подумать о создании объединенной дирекции Большого театра и Мариинки. Однако история тогда немного «забуксовала» — Большой театр продолжал спокойно работать, выпускать премьеры и ездить на гастроли.

Как и всегда, новые постановки Большого провоцировали на дискуссии, но две последние публика и критика восприняла красивым завершением эпохи: «Адриана Лекуврер» Чилеа и спектакль «Сын мандарина. Соловей» на Камерной сцене имени А.Б. Покровского по операм Кюи и Стравинского, после которого Владимир Урин объявил коллективу о своем последнем рабочем дне.

Надо отдать должное прежнему директору. За десять лет его работы появлялись интересные копродукции с крупными мировыми театрами («Билли Бадд», «Альцина») и собственные эксклюзивные постановки («Садко», «Тоска»), успешно был пройден сложный период пандемии. Среди причин досрочного прекращения действия трудового договора с Владимиром Георгиевичем называют как минимум две. 26 февраля 2022 года Урин одним из первых подписал письмо российских деятелей культуры с призывами к остановке спецоперации на Украине. Кроме того, в последние месяцы общественность на уровне Государственной думы широко обсуждала стихийные многочасовые очереди в кассы за билетами на балет «Щелкунчик», упрекая директора в неэффективном менеджменте.

Валерий Гергиев и Владимир Урин

Ноябрь, параллельно с историей про неприступного «Щелкунчика», был богат на так называемые инсайды — пресса подогревала главный инфоповод года. Наконец, 1 декабря на пресс-конференции коллективу Большого театра нового директора Валерия Гергиева представили заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова и министр культуры Ольга Любимова, успокоив при этом, что объединенной дирекции Мариинки и Большого, как предполагалось ранее, не будет. Отметим, что это было одним из главных опасений в связи с новым назначением: люди Большого хотели сохранить автономию и статус театра.

Сегодня остается неясным, кто из команды Гергиева возьмется за хозяйственную и административную работу. Сам маэстро, осуществляя руководство сразу двумя театрами и ежедневно выходя на сцену, физически не сможет управлять всеми процессами в Большом театре изнутри. Предполагается, что он займется формированием нового штата и репертуарной политикой. Среди ближайших планов Большого театра, которые теперь будут осуществляться под руководством Валерия Гергиева, — ремонт Камерной сцены имени Б.А. Покровского, открытие филиала в Калининграде и 250-летний юбилей театра, который будет праздноваться в 2026 году.

Артист

Решительный и страстный в дирижировании, рассудительный и тактичный в общении, Федор Леднёв – амбассадор новой музыки. Дирижирование для него искусство, которому он отдает себя полностью. Благодаря чуткому музыкальному руководству Леднёва в этом сезоне стали возможны премьеры «Замка герцога Синяя Борода» Бартока в Перми и первое исполнение в России «Доктора Атома» Адамса (событие стало центральным на Крещенском фестивале «Новой Оперы»).

Петр Поспелов о премьере «Доктора Атома»: «Трехчасовую партитуру с немалым объемом дирижерских задач – переменные размеры, быстрый темп, большой оркестр, хор, солисты с неочевидными вступлениями, фонограмма – петербургский маэстро [Федор Леднёв] провел досконально, четко, безукоризненно. Оркестр «Новой Оперы» показал высокий класс игры, счета, дисциплины и реакции».

Достижения Леднёва в уходящем году – концерты в Московской филармонии («Другое пространство», «Вещь в себе»). Особенно интересными оказались интерпретации «Музыки для струнных, ударных и челесты» Бартока и Концерта для двух фортепиано с оркестром Берио (солировали Юрий Фаворин и Николай Мажара). Важным вектором для дирижера стали музыкальные проекты Дома культуры «ГЭС-2». Леднёв подготовил первые исполнения сочинений Владимира Горлинского, Алексея Сысоева и мультимедийной оперы Янниса Кириакидеса. Один из самых запоминающихся концертов – мировая премьера «После» Владимира Горлинского, написанная специально для акустики Актового зала «ГЭС-2».

Леднёв – не только выдающийся дирижер, но и прекрасный педагог, который щедро делится знаниями. В этом году преподавал на Оркестровой школе МолОта в Комарово, готовил студентов Gnesin contemporary music week в Москве к исполнению сложных ансамблевых партитур Ксенакиса и Дарии Маминовой, на лаборатории musicAeterna в Красноярске рассказывал, как познавать музыкальные миры Лигети и Клауса Ланга.

Федор Леднёв

Прорыв

Нижегородский театр оперы и балета имени А.С.Пушкина очевидно набирает обороты. Художественный руководитель Алексей Трифонов с азартом коллекционера собрал под эгидой театра оперных солистов со всей России – теперь у него в труппе Венера Гимадиева, Надежда Павлова, Диляра Идрисова, Наталия Ляскова, Сергей Кузьмин, Сергей Годин, Константин Сучков… Назвать можно еще многих отличных певцов и певиц, и не только приглашенных, но и выращенных в собственных недрах. К примеру, меццо Яна Дьякова, отмеченная премией «Онегин» год назад, сделала колоссальные успехи в сфере барокко.

Много интересного в репертуарной политике – артисты имеют возможность выходить не только в оперном репертуаре, но и петь много камерной музыки. Для этого активно используется вторая сцена театра – «Пакгаузы», современное архитектурное пространство. Там проходили события фестивалей «Стрелка», «Болдинская осень».

Репутация театра настолько окрепла, что его продукцией заинтересовались в Московской филармонии. Алексею Трифонову удалось занять опустевшую нишу в сфере полуконцертных исполнений опер и получить персональный абонемент.  Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского оперного под управлением главного дирижера театра Дмитрия Синьковского также стремительно наращивает репертуар: прошли те времена, когда коллектив считался узкобарочным. Теперь они играют всё: оперы Россини и Чайковского, музыку Стравинского, Равеля, Дебюсси и Шульгофа. Но, наверное, лакмусовой бумажкой стало участие в Дягилевском фестивале этим летом в Перми. Амбициозная постановка оратории Генделя  «Триумф Времени и Разочарования», осуществленная режиссером Елизаветой Мороз при участии солистов и оркестра  Нижегородского оперного, стала столь же обсуждаема, как и «Персефона» Гусевой – Курентзиса. Осенью в фокус внимания попала новая постановка «Евгения Онегина» в режиссерском прочтении Сергея Новикова. Такому количеству ВИП-персон и пулу критиков, которое собрала премьера, позавидовали бы наши первые столичные оперные дома. Что ж, будем следить за траекторией движения Нижегородского театра, который вслед за оперой старается вывести на орбиту и балет. Только что состоялась постановка балета «Золотой ключик» Вайнберга, куда был приглашен хореограф Алессандро Каггеджи. Он же участвовал в одноактовках «Терезин-квартет» вместе с Александром Сергеевым и Максимом Петровым, уже хорошо засветившимися на балетном небосклоне. А еще в театре есть проверенная классика, в том числе обновленный «Щелкунчик» – еще один повод заехать в Нижний Новгород.

Худрук Нижегородского театра оперы и балета Алексей Трифонов, режиссер Елизавета Мороз (стоят в центре) с главным дирижером Дмитрием Синьковским (сидит в первом ряду) и артистами театра после премьеры оперы «Кармен»

Событие

XVII Международный конкурс имени П.И.Чайковского войдет в историю как самый сложный в организации. Только 8 февраля 2023 года Правительством РФ было подписано решение о его проведении. До самого момента открытия, 19 июня, сохранялись в тайне имена членов жюри и список участников, прошедших видеоотбор, – для того, чтобы зарубежным музыкантам ничто не помешало добраться до России. Отметим, что в лице компании «Росконцерт» конкурс получил идеальную техническую команду, которая в этой ситуации четко скоординировала все логистические цепочки – трансферы, репетиции, трансляции.

Наш главный национальный музыкальный конкурс вновь выполнил консолидирующую миссию, объединив страны, принеся самые положительные эмоции слушателям и награды наиболее талантливым конкурсантам. На момент окончания состязания уже было более 50 миллионов просмотров из 102 стран мира. И вживую в залах Московской консерватории, Московской и Санкт-Петербургской филармоний, в Мариинском театре прослушивания практически с самого начала шли с аншлагом. Слушателям важна была эта будоражащая атмосфера, момент спортивного азарта, возможность обменяться впечатлениями и эмоциями.

Нельзя не согласиться со словами председателя номинации «Фортепиано» Дениса Мацуева: «Нумерация места не имеет никакого значения в дальнейшей судьбе конкурсантов. Это бренд, который работает всегда: ты  лауреат Конкурса Чайковского. Это как знак качества». Все, кто участвовал, получили свои дивиденды: если не премии, то приглашения на концерты, прежде всего, от председателя оргкомитета конкурса Валерия Гергиева, а также возможность «засветиться» на многомиллионную аудиторию.

Лауреаты, члены жюри и организаторы XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского

Открытие

Проявления «культуры отмены» в этом году стали серьезным препятствием для российских и белорусских исполнителей, которые готовились побороться за главный приз на Конкурсе королевы Сони в Осло. До соревнований они допущены не были. Но даже попадание в число конкурсантов – не гарантия беспрепятственного прохождения всех этапов состязания: так, на Конкурсе молодых пианистов имени Горовица в Женеве и вовсе разгорелся нешуточный скандал из-за допуска российского музыканта Станислава Корчагина. К счастью, бойкот русских музыкантов и давление на организаторов со стороны заинтересованных групп активистов имеет локальный характер. Ряду музыкальных соревнований удалось побороть политические предрассудки, в результате чего юные таланты получили возможность в очередной раз продемонстрировать за рубежом уровень российской исполнительской школы.

Триумфатором 2023 года стал тринадцатилетний российский пианист, уроженец Ставрополя Елисей Мысин. Он одержал две победы: в конце февраля на Конкурсе имени Роберта Шумана в Дюссельдорфе (Германия), а затем в октябре на Конкурсе имени Шопена в Нэшвилле (США). Прошлой зимой юный виртуоз исполнил в сопровождении Кëльнского камерного оркестра (Кристоф Поппен за дирижерским пультом) Концерт для фортепиано с оркестром №12 Моцарта и покорил жюри интерпретацией семи пьес из цикла «Пёстрые листки» Шумана. В американском Нэшвилле соперниками Елисея Мысина были музыканты в категории от 16 до 22 лет – ребята старше и опытнее, однако жюри отдало предпочтение россиянину. Ему же вручили «Приз зрительских симпатий». Ученик ЦМШ при Московской консерватории (классы профессора Наталии Трулль и Даниила Цветкова), впервые заявивший о себе в рамках всероссийского шоу для одаренных детей «Синяя птица», становится одним из самых стабильных конкурсантов юного поколения.

Елисей Мысин

Впервые за 60 лет существования Международного конкурса имени П.И.Чайковского первое место у пианистов занял представитель региональной консерватории. Двадцатилетний Сергей Давыдченко сохраняет верность Ростовской консерватории и своему педагогу Сергею Осипенко, занятия с которым позволили ему шаг за шагом занять высшую ступеньку в конкурсном рейтинге. Сергей Давыдченко побеждал на телевизионном конкурсе «Щелкунчик», Всероссийском телевизионном конкурсе юных талантов «Синяя птица» (2018), на конкурсах Дениса Мацуева – Astana Piano Passion (2017), Grand Piano Competition (2021), где юный пианист выиграл рояль Yamaha. Но стать победителем на Конкурсе Чайковского – иное. Теперь Сергея приглашают все ведущие оркестры России. Денис Мацуев сказал о нем так: «Сережа Давыдченко – это “колодец, где дна не видно”, у него гигантский потенциал». И действительно, сразу после конкурса Сергей засел учить новый репертуар: Рапсодию на тему Паганини Рахманинова, Четвертый концерт Прокофьева, Первый концерт Шостаковича. «Мне предстоит сделать большой скачок», – признался Давыдченко. Что ж, пожелаем ему сил пройти испытание медными трубами.

Нынешний год принес успех ассистенту дирижера МАМТ имени Станиславского Федору Безносикову. По первой специальности он скрипач, продолжающий концертировать соло и в ансамблях, имеет и оркестровый опыт – несколько лет работал  в «Виртуозах Москвы» у Владимира Спивакова, а также преподает в Московской консерватории. В 2021 году он вновь стал студентом, чтобы учиться на дирижера, выбрав своим наставником Феликса Коробова.

Уже первые выступления показали, что Федор сделал правильный выбор. В этом году он продирижировал в премьерных сериях «Царской невесты» в МАМТ и «Летучего голландца» в «Новой Опере» и доказал, что ему есть что сказать. «Молодой Федор Безносиков являет нам в оркестре Вагнера романтического, даже подчас ультраромантического, и делает это очень талантливо», – отметил в своей рецензии Дмитрий Морозов. Кроме оперы Федор Безносиков успешно проявил себя в программах Камерного оркестра Московской консерватории, дирижируя там разнообразный репертуар, в котором были такие изыски, как «Аполлон Мусагет» Стравинского и премьера «Элегии» Кузьмы Бодрова. 2 марта Московская филармония анонсировала выступление молодого маэстро с Российским национальным оркестром: солист – Константин Емельянов, в программе – Концерты №24 Моцарта и №2 Брамса. Стоит сходить.

Утраты

Этот год принес много невосполнимых больших потерь. Внезапная кончина 28 августа блестящего музыкального критика и композитора, шеф-редактора издательства «Композитор» Петра Поспелова потрясла редакцию «Музыкальной жизни» и все музыковедческое сообщество, безусловно, теперь обедневшее. 1 сентября в возрасте 47 лет из жизни ушел солист Большого театра выдающийся тенор Максим Пастер, чьи яркие сценические образы всегда оказывались центром спектакля и останутся в памяти зрителей. 10 сентября скончался известный дирижер народный артист России Евгений Бражник. Долгие годы он был музыкальным руководителем Екатеринбургской оперы, а в последнее время стоял за пультом оркестров «Геликон-оперы», Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Театра Сац. 16 сентября умер легендарный поэт-песенник Николай Добронравов, муж и постоянный соавтор композитора Александры Пахмутовой, известный слушателям по текстам песен «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей», «Нежность», «Беловежская пуща», «Главное, ребята, сердцем не стареть». 16 октября скончался Геннадий Гладков – композитор, на музыке которого выросли целые поколения, смотревшие фильмы «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Собака на сене», «Джентльмены удачи», «Человек с бульвара Капуцинов», мультфильмы «Бременские музыканты»  и многие другие.

Пётр Поспелов

2 ноября, не дожив до 85-летия чуть больше месяца, мир покинул Юрий Темирканов – великий дирижер, художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии, а до 2022 года – главный дирижер Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра. Ушла эпоха – такова неутешительная сторона итогов 2023 года.

Эксперимент

Новейшая музыка «живет» теперь в ЦЭАМ Московской консерватории. Год назад Центр электроакустической музыки возглавил композитор Николай Попов, один из героев книги «Голос миллениалов», автор мультимедийных опер Сuriosity и «Аскет» (в ноябре спектакль получил главный приз Московской Арт Премии). Благодаря Попову и сотрудникам ЦЭАМ с этого года в консерватории заработал «Артемьев-центр». Это экспериментальная арт-площадка, названная в честь пионера электронной музыки Эдуарда Артемьева, и здесь проходят выставки, лекции, образовательные мастер-классы, музыкальные концерты и андеграундные электронные сеты.

ЦЭАМ известен технологичными и экспериментальными проектами – в первую очередь фестивалем «Биомеханика». Этот проект родился в 2015 году как инициатива московских композиторов Николая Попова и Александра Хубеева. Единичные концерты превратились вскоре в модный мультимедийный фестиваль, который обрел международный статус и второй год проходит в стенах Московской консерватории. Здесь звучат экспериментальные пьесы, мировые и российские премьеры, а музыкальное исполнение, включая партии видео, электроники и света, всегда отточены и на высоком уровне.

На «Биомеханике» в этом году играли новую музыку трендсеттеров мультимедийной композиции – Александра Шуберта, Пьера Жодловски, Бригитты Мунтендорф, исполняли композиции уже ставших «классиками» новой музыки Фаусто Ромителли и Хайнера Гёббельса. Звучала и новая музыка российских авторов – Алексея Наджарова, Алексея Сысоева, Владимира Горлинского, Александра Хубеева, Антона Светличного. Музыканты коллектива CEAM-Artists исполнили важную перформативную работу Ольги Бочихиной «Акустико-пространственные миражи. Сад», созданную благодаря творческой программе Союза композиторов России «Ноты и квоты».

ЦЭАМ – комплексное изучение мультимедийной композиции. Не только концерты и фестивали, но и образовательные мероприятия, междисциплинарные выставки. В лекциях исследовательниц Ирины Севастьяновой и Ольги Бочихиной по-новому раскрывается «тело» новой музыки, методы и структура работы современного композитора, а сотрудник ЦЭАМ Олег Макаров всегда удивляет креативным подходом к саунд-дизайну и выставочному делу. Проводятся научные конференции с привлечением международных экспертов мультимедиа – все транслируется онлайн на YouTube-канале ЦЭАМ, с качественным видео и звуком. Есть и композиторские лаборатории для молодежи. Плоды недавней – «Москва. Звуки города» – успешно показали летом в Электротеатре Станиславский. К слову, некоторые из этих партитур – Романа Пархоменко, Алины Мухаметрахимовой, Фархада Бахтияри – активно исполняются CEAM-Artists в проекте «Под напряжением!». Серия мультимедийных концертов с таким названием проходит в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и еще шести российских городах.

Площадка

В 2023 году Московской филармонии исполнился 101 год, и это тот случай, когда внутренний и фактический возраст расходятся. Стратегии поведения Московской филармонии напоминают стратегии поведения молодого человека. Во-первых, она рискует. Чего стоит один только беспрецедентный проект «Весь Стравинский» Ярослава Тимофеева, поставившего амбициозную задачу представить на сцене всю музыку композитора! Во-вторых, она ищет истины. Тут можно вспомнить и просветительские абонементы «Язык музыки», «Другое пространство. Continuo», и цикл «Musica sacra nova. Духовная музыка из бывшего СССР», направленный на возрождение забытых опусов и собравший полный (!) зал в день открытия Конкурса Чайковского. В-третьих, Филармония думает о других. Совсем не обязательно быть в Москве, чтобы услышать авангардную премьеру или любимого исполнителя: в зале снимают шесть операторов, за кадром кипит работа. Ее результат – безупречные прямые трансляции, по которым можно изучать инструментоведение. Эти трансляции собирают тысячи зрителей и трибуны уже знающих друг друга комментаторов. А еще Московская филармония думает о детях и делает для них разнообразные программы. В 2023 году особенно полюбился юной аудитории спектакль «Пилигримы» театра «Трикстер» и новый проект Марии Холкиной, в котором каждый концерт – это рассказ об одном композиторе (например, «Мой первый Рахманинов», «Мой первый Римский-Корсаков»).

В 101 год предписано быть утомленным от всего старцем, но Московская филармония активно занимается своими относительно новыми начинаниями. Так, обновленным сайтом и большим торжеством 28 ноября отметила пятилетие «Молодежка» – Российский национальный молодежный симфонический оркестр.

В кризисные годы Московская филармония ведет себя достойно. Держит планку: играет российские и мировые премьеры, берется за сложносочиненные программы. Предоставляет слово всем: оставшись почти без иностранных исполнителей, приглашает на сцену российские коллективы. Не прячет лицо: неофициальным лицом Московской филармонии можно считать ведущего ее просветительских абонементов Ярослава Тимофеева (ходят весьма правдоподобные слухи, что теперь идут на Тимофеева, а не на музыку). С Московской филармонии хочется брать пример.

РНМСО в новогодних шапочках

Юбилей

Уходящий 2023-й носит звание «Года Сергея Рахманинова». Масштаб празднования 150-летия со дня рождения великого русского композитора оказался беспрецедентным: только в Единый день Сергея Рахманинова (проходивший 1 и 2 апреля) прошло пятьсот мероприятий в России и за рубежом – а ведь это было только начало!

Череда концертов в Московской филармонии стала отправной точкой для следующих проектов. Музыка композитора-юбиляра зазвучала на Всероссийском марафоне «Мой Рахманинов» и тамбовском фестивале «Весь Рахманинов». По всей стране прокатилась волна концертов, фестивалей, научных конференций и просветительских мероприятий. Услышать сочинения классика можно было даже в метро: летом на Большой кольцевой линии в Москве крутили Второй и Третий фортепианные Концерты и «Симфонические танцы».

Но не музыкой единой. В рамках Первого Всероссийского фестиваля «Народный Рахманинов» в октябре открылся Московский музей С. В. Рахманинова. В апреле вышло переиздание трехтомника литературного наследия, а в ноябре – премьера документального сериала о композиторе. Теперь Сергей Рахманинов – точно наше все.

Фейки

В конце октября самая политически неангажированная платформа X (экс-Twitter) всполошила музыкальный мир сообщением о кончине маэстро Зубина Меты. Пост соответствующего содержания был опубликован в аккаунте филармонии Лос-Анджелеса. Позже выяснилось, что над LA phil news изрядно поработали музыкально образованные хакеры. Первым на «утку» клюнул британский Slippedisk, констатировав, впрочем, только наличие самого известия и ссылки на Густаво Дудамеля. С опровержением подоспели музыканты из Израильского оркестра, в котором Мета – экс-худрук и почетный дирижер. Звонок коллег из Израильской филармонии разбудил маэстро (как тут не вспомнить Герцена и декабристов), оказавшегося живым и здоровым. Сам герой инцидента отнесся к казусу с юмором.

Зубин Мета

В конце прошлого филармонического сезона в светских телеграм-каналах активнейшим образом обмусоливали новость о грядущей свадьбе руководителя оркестра musicAeterna Теодора Курентзиса. Его избранницей называли Анну Гусеву – режиссера мистерии De temporum fine comoedia, поставленной для Дягилевского фестиваля. Торжество якобы было запланировано на летние месяцы. Представители СМИ осаждали пресс-службу петербургского Дома Радио официальными запросами на этот счет, однако там информацию не подтвердили, но и не опровергли. Личную жизнь маэстро в оркестре не комментируют – не этично.

Теодор Курентзис ранее только единожды состоял в браке – его супругой была прима-балерина Мариинского театра Юлия Махалина.

Книги

Фигура скрипача, стоящая в круге света, неистовые звуки музыки Паганини – таким видится Леонид Коган, чье звание народного артиста СССР точно отражает его популярность и известность. Его искусство не померкло с годами: когда слушаешь его изумительный энергетический емкий звук, дистиллированно-чистую интонацию, следишь за стремительным бегом его пальцев по грифу, то не перестаешь восхищаться мастерством и содержательностью этого музыканта. Книга «Леонид Коган. Письма», вышедшая в издательстве «Композитор», дает возможность заглянуть в повседневную жизнь не только этого великого человека, но и еще узнать многое о десятках других величин эпохи Леонида Когана. Длинный список топовых артистов, политических деятелей, меломанов, которые состояли в переписке с ним – а это Ростропович, Хейфец, Менухин, Стерн, Хачатурян, Хренников, Шостакович, Щедрин, Вайнберг, королева Елизавета Бельгийская и еще более сотни адресатов, – несомненный манок собрания, которое подготовила доктор искусствоведения Евгения Кривицкая: «Большая научная удача – получить возможность работать с такими документами. Первый тираж разошелся практически в течение первого месяца. Во втором издании добавился список записей Леонида Когана с QR-кодами, ведущими в каталог фирмы “Мелодия”. Теперь можно не только почитать письма, но и послушать игру легендарного музыканта. Впереди планы сделать третье издание к грядущему 100-летию музыканта – уже сейчас обнаружились новые письма, материалы, которые ждут своего читателя».

Письма публикуются в хронологическом порядке и охватывают весь творческий путь Когана – от времен его обучения в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории до последних лет жизни. И хотя среди посланий есть вроде бы совершенно бытовые, сугубо частного повседневного характера, вместе они складываются в выразительный портрет большого музыканта. Газета «Известия», отметив книгу среди литературных новинок осени, писала: «Теплая дружба с Арамом Хачатуряном, относившимся к Когану по-отечески, скрытая конкуренция с Давидом Ойстрахом, первые попытки получить с женой Елизаветой Гилельс квартиру в Москве (измучившись в стесненных жилищных условиях, супруги обращаются напрямую к Сталину), общение с коллегами и представителями других видов искусств – например, Марком Шагалом… Все эти сюжеты, раскрывающиеся в переписке, ценны еще и потому, что прекрасно отражают эпоху». Второй и не менее эксклюзивный слой – развернутые научные комментарии, основанные прежде всего на неопубликованных дневниках супруги скрипача, Елизаветы Гилельс, на рассказах и мемуарах их дочери Нины Коган. Такая информация из первых рук плюс факт, что 90 процентов писем увидели свет впервые, делает издание бестселлером. А для любителей картинок – четыре качественные вкладки с черно-белыми фотографиями из архива семьи.

Сборник «Голос миллениалов» Сергея Уварова – еще одна новинка этого года, заслуживающая внимания. Значимость этого проекта, осуществленного под патронажем Союза композиторов России, подтверждает и международная премия в области современного искусства имени Сергея Курёхина, отметившая «Миллениалов» в категории «Лучший текст». Исследование посвящено дюжине композиторов поколения 30-летних. Все герои представлены развернутым интервью, музыковедческим эссе и полной партитурой одного произведения. Первоначально беседы с миллениалами печатались на страницах «Музыкальной жизни». О популярности и востребованности издания говорит тот факт, что весной 2023 года вышел второй тираж – в демократичной мягкой обложке.

К 150-летию со дня рождения немецкого композитора, пианиста, органиста, дирижера и педагога Макса Регера (1873–1916) был приурочен выход биографии «Работа вместо жизни», впервые представленной на русском языке. Переводчиком фундаментального труда, изначально опубликованного в Германии в 2015 году издательством Breitkopf & Härtel (автор – Сюзанна Попп), выступил известный российский регеровед Виктор Шпиницкий. Одним из бесспорных достоинств книги является мощный научный аппарат, безупречный стиль изложения, полнота фактов и въедливое отношение автора к каждой детали. Книга помогает определить место Регера в контексте его эпохи и создает объективный портрет первого представителя постмодерна в западноевропейской музыке. Виктору Шпиницкому удалось создать настоящий бестселлер. В первые же месяцы после появления в продаже более чем восьмисотстраничного тома автору пришлось три раза допечатывать тираж, который в итоге разошелся не только по городам-миллионникам и регионам России, но, вопреки затрудненному взаимодействию со странами Шенгенской зоны, все же оказался в руках русскоязычных читателей за рубежом.

Старинная музыка «качает» не хуже хип-хопа или рока! Это очевидно не только в театральных экспериментах, вроде спектакля Гоголь-центра «Барокко» или постановки «Галантных Индий» Рамо от Парижской оперы, где задействованы уличные танцоры. Любопытно недавнее концертное исполнение «Дидоны и Энея» Пёрселла в Московской филармонии:  в интерпретации ансамбля Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского партитура XVII века обрела актуальный саунд и ритмический грув. С выходом в издательстве Ad Marginem Press книги «Конец старинной музыки» все те, кто интуитивно ощущал свободу и страстность в опусах доклассической эпохи, получили подтверждение в виде авторитетного исследования. Приятный бонус: читается легко.

Композитор Владимир Мартынов провозгласил «конец времени композиторов», а кто же возвестил «Конец старинной музыки»? Таким смельчаком оказался Брюс Хейнс – гобоист, музыковед и специалист по историческому исполнительству. В своей книге (впервые издана на английском в 2007-м) автор выделяет несколько векторов понимания старинной музыки: романтический, современный и исторический (тот самый HIP, «исторически-информированное исполнительство»). В исследовании Хейнс уделяет внимание музыкальной риторике и барочным жестам, конструкции музыкальных инструментов, а также месту импровизации – узнаем, к примеру, что петь репризу барочной арии da capo точь-в-точь – плохой вкус.

Перевод на русский язык, выполненный гобоистом и педагогом Филиппом Ноделем, приятный и легкий в чтении. Литературная редактура Всеволода Митителло и Сергея Кокурина вместе с дизайном от Екатерины Юмашевой и ABCdesign порадует всех, кто неравнодушен к качественным бумажным изданиям. Книга снабжена QR-кодами с музыкальными примерами – можно читать и сразу же слушать. В самом начале книги, чтобы читатель почувствовал разницу между несколькими подходами к старинной музыке, Брюс Хейнс предлагает послушать один и тот же фрагмент баховского Бранденбургского концерта в исполнении Николауса Арнонкура, Иегуди Менухина и Леопольда Стоковского. А какая из этих интерпретаций вам по душе?

Релиз

Одним из самых важных релизов этого года стала антология Марии Гринберг («Фирма Мелодия»). В творческой биографии пианистки самым удивительным фактом является то скромное место, которое было отведено ей при жизни в отечественной «табели о рангах»: она словно прорывалась на своем пути сквозь преграды, боролась за признание, которого во всей полноте так и не застала. В этих условиях выпуск «Мелодией» полного цифрового собрания записей, состоящего из сорока пяти дисков, является не просто данью уважения выдающейся пианистке, но и поистине «мировым открытием»: столь щедрый дар с очевидностью привлечет внимание меломанов всего света к наследию нашей выдающейся соотечественницы.

Коллекция разделена на несколько серий: русская музыка, зарубежная музыка, сочинения для фортепиано и оркестра, сочинения для камерного ансамбля… Отдельными сериями представлены концертные записи, а также полный релиз бетховенских сонат, важным дополнением служит и альбом исполнительских комментариев к сочинениям Бетховена и Шостаковича. Впервые искусство Марии Гринберг стало доступно для слушателей в масштабе, позволяющем в новом свете ощутить магнетизм ее интерпретации, силу исполнительской воли, широту репертуарных интересов: в творческом мире пианистки сошлись вместе лед и пламень, утонченность и властность, академизм и парадоксальная субъективность. По традиции высок и профессионализм сотрудников «Мелодии»: аплодисментов заслуживает работа команды по ремастерингу, «вытянувшей» некоторые проблемные с точки зрения качества записи живых концертов. Благодаря выпуску этого уникального собрания звезда Марии Гринберг ярко и бесповоротно засияла на скрижалях мировой фортепианной истории.

На дворе XXI век, и в это сложно поверить, но легендарная ливерпульская четверка вновь штурмует британские чарты. Однако факт остается фактом: впервые с 1969 года The Beatles возглавили музыкальные хит-парады. «Это ошеломляет. Это какое-то безумие. И это также очень эмоциональный момент для меня. Мне это нравится!» – взахлеб прокомментировал событие Пол Маккартни. Теперь The Beatles стала группой с самым длинным перерывом между первым и последним попаданием на вершину чартов. С того момента, как на верхней строчке очутилась их песня From Me to You, прошло – страшно сказать – шестьдесят лет.

Сингл-победитель Now and Then вышел в начале ноября. Демо песни Джон Леннон записал еще в 1978 году. В середине 1990-х Йоко Оно передала кассету оставшимся «битлам», однако технологические ограничения той эпохи не позволили отделить вокал Леннона от фортепианной партии. «Достать» чистый голос лидера The Beatles со старой «демки» получилось с помощью нейросети. Впрочем, работу искусственного интеллекта практически сразу опроверг Ринго Старр. Так или иначе, Now and Then побила все рекорды продаж на виниле за последние двадцать три года. На момент публикации этого текста, по данным Official Charts Company, пластинку раскупили тиражом в 19,4 тысяч экземпляров. На других физических носителях последняя песня «битлов» стала самой продаваемой почти за десятилетие. Ее результат – 38 тысяч копий – уступает лишь синглу Бена Ханоу Something I Need (47 тысяч экземпляров).

Еще одни бодрые старички с Туманного Альбиона – «антибитлз», как их окрестили в свое время таблоиды, – The Rolling Stones доказали в 2023 году, что они живее всех живых: впервые за восемнадцать лет Мик Джаггер и Ко порадовали поклонников оригинальным студийным материалом, который вышел под названием Hackney Diamonds. Его релизу предшествовал ироничный автотроллинг в газете Hackney Gazette: желая подогреть интерес к выходу диска, коллектив представился вымышленной стекольной компанией. Впрочем, утверждать, что «роллинги» свалились с новой работой как снег на голову, было бы ошибкой: все эти годы они оставались на виду, прежде всего, благодаря регулярным концертным турне. В своем почтенном возрасте музыканты могут дать жару не только ровесникам, но и преподать мастер-класс молодежи.

Стоит отметить, что для записи Hackney Diamonds The Rolling Stones пригласили продюсера Эндрю Уотта. Несмотря на его интерес к творчеству таких популярных исполнителей, как Джастин Бибер и Майли Сайрус, Игги Поп и Элтон Джон, его главными героями всегда оставались Мик Джаггер и Кит Ричардс. Любовь эта взаимна – не случайно Hackney Diamonds вышел аккурат в день рождения Уотта. Кстати, «роллинги» пригласили поучаствовать в новой пластинке уже упомянутого выше Маккартни – его бас-гитару можно услышать в песне Bite My Head Off.

Ожидания

Составлять прогнозы в наше нестабильное время – занятие неблагодарное, но все же хочется мыслить оптимистично – «видеть цель, верить в себя, не замечать препятствий», как говорил один из героев фантастической новогодней киноистории «Чародеи». Для некоторых российских регионов 2024 год связан с предстоящим открытием новых концертных и театральных площадок. Так, федеральная территория «Сириус» рассчитывает на плановое окончание всех строительных работ возводящегося неподалеку от Парка науки и искусств самого большого на юге России концертно-театрального комплекса. Для «Сириуса» это новый шаг для реализации амбициозных культурно-просветительских проектов. Потенциал этого помещения откроет перспективы для проведения не только симфонических и камерных концертов в хорошей акустической среде (Nagata Acoustics во главе с Ясухисой Тойотой), но также позволит привозить сюда спектакли и осуществлять на сцене-трансформере всевозможные шоу. Кроме того, архитектурным бюро учитывались пожелания, касающиеся выставочного пространства. В итоге «Сириус» должен получить роскошную современную площадку. Дело за малым – придумать для нее достойный гармоничный репертуар, который удовлетворит запросы местных жителей и туристов.

В столице Приморского края на острове Русском полным ходом идет строительство культурного центра, под крышей которого разместятся несколько институций, включая филиалы Московской государственной академии хореографии (МГАХ) и ЦМШ при Московской консерватории. Здесь также будут функционировать большой и камерный концертные залы Приморской сцены Мариинского театра, что означает следующее: контроль за ходом стройки осуществляет сам Валерий Гергиев. «Наша задача – сделать так, чтобы на все концерты, спектакли Мариинки приходила публика. И мы эту задачу решим, не сомневайтесь. Я уверен, что в скором времени во Владивосток вернется и зритель из КНР, а в перспективе – и из других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Местные ценители прекрасного тоже будут частыми гостями наших площадок», – заявил руководитель Большого и Мариинки.

В четвертом квартале 2024 года в Санкт-Петербурге на Английской набережной завершится реконструкция концертного зала Музыкального театра имени Федора Шаляпина. Весь исторический декор – росписи, мозаики, колонны, пилястры из мрамора, дубовые двери и витражи Англиканской церкви – все это также входит в спектр реставрационных работ. Здание было возведено в первой половине XVIII века как особняк Шереметева и перестроено Кваренги в 1815 году под церковные нужды. Оно было передано театру в 2016 году.

В этом списке должен был оказаться еще один объект города на Неве – консерватория имени Римского-Корсакова, однако после пожара, который произошел 6 декабря на первом этаже закрытого на ремонт здания, мы не беремся с уверенностью заявить, что все сложности будут преодолены строителями в срок.