Из  ХХ века. <br>О любви События

Из  ХХ века.
О любви

В БЗК завершился необычный абонемент: дирижеры – ​представители семьи Юровских исполняли произведения основателя династии Владимира Юровского. Балет «Алые паруса» прозвучал в интерпретациях внука, Владимира Юровского-младшего.

Чего только не было в XX веке… Художник, как правило, реагирует на время: оценивает и осмысливает, сомневается или убеждает. Прошедшее столетие для России осталось в истории непростым: тяжелая война, противоречивый советский режим, железный занавес.

Было ли хоть какое-то дело композиторам до сферы простых и искренних чувств? Безусловно. Любовь – та могущественная сила, которая на чаше весов всегда перевесит любую жестокость и несправедливость.

Достаточно вспомнить, сколько любви и жизненной силы в Седьмой симфонии Прокофьева, в Пятой Шостаковича, в недосягаемой высоте вокальной музыки Мясковского. Только чувство это у них по ряду причин просто не могло не соседствовать с другими, более мрачными эмоциями.

Какие произведения в русском XX веке всецело и безраздельно посвящены торжеству любви? Кто из наших классиков мог хотя бы на время отбросить всю философию окружающей действительности и обратиться к повести-феерии Александра Грина «Алые паруса» с невероятным стремлением к мечте и чуду?

Кстати говоря, сам Грин создал свой бестселлер в суровое время – в годы революции и гражданской войны. И потом через два десятилетия на этот сюжет появился замечательный балет, премьера которого состоялась в самый разгар Великой Отечественной войны.

Постановку «Алых парусов» осуществил Большой театр, эвакуированный тогда в Куйбышев. Над спектаклем работали молодые балетмейстеры Александр Радунский, Николай Папко и Лев Поспехин. Партии Ассоль и Грэя исполнили Ирина Тихомирнова и Владимир Преображенский. Музыку к балету написал композитор Владимир Михайлович Юровский – дед знаменитого российского дирижера, полный тезка своего внука.

Знаем ли мы Юровского-композитора? Вспомним любопытную параллель. Совсем недавно весь мир опомнился и заново открыл для себя крупнейшего композитора Мечислава Вайнберга. Когда Москва еще только обращалась к таким его сочинениям, как, например, оперы «Идиот» и «Пассажирка», многие восклицали: «Мы все, абсолютно все знаем Вайнберга, он написал музыку к советскому мультфильму “Винни-Пух”»! Точно так же сейчас можем воскликнуть и мы: «Знаем Юровского! Его музыка звучит в мультиках “Паровозик из Ромашкова”, “Золотая антилопа” и “Заколдованный мальчик”»! А сколько скрыто за айсбергом массовой культуры – нам сложно представить, но еще предстоит узнать.

Иногда и предположить невозможно, что мы сегодня можем вернуться к некоторым сочинениям того времени, что они вновь обретут для нас смысл и актуальность. Кто бы мог подумать: в последние годы сразу на нескольких сценах с успехом идет опера Щедрина «Не только любовь» про колхозные страсти. А теперь на сцене зазвучали и, как говорят, скоро будут записаны «Алые паруса» Юровского.

В контексте упомянутых фактов хорошо прослеживается тенденция: наконец-то стало модным обращаться к наследию прошлого, к той музыке, которая не исчерпана и необходима нам.

Дирижер Владимир Юровский часто и последовательно открывает для меломанов редкую музыку, теперь он счел возможным в финале абонемента «Династия Юровских» предложить слушателям познакомиться с музыкой своего деда – исполнил пока еще не оратории, не кантаты, не симфонические поэмы, а ту самую музыку к балету «Алые паруса».

Концертное исполнение – не премьера. В 1944 году литературно-музыкальная композиция на основе балета «Алые паруса» уже звучала в Москве, сам композитор выступил тогда исполнителем партии фортепиано, а вступительное слово произносил Константин Паустовский.

Для своеобразного «дежавю» Владимир Юровский пригласил прочесть текст повести актрису Чулпан Хаматову. А под руками Юровского оказались самые подходящие силы – Концертный симфонический оркестр Московской консерватории, студенческий коллектив, которому сам Бог велел с юношеской страстью и увлеченностью «говорить» и «петь» о любви, о мечтах, о сказке.

Чтобы понять, как это было исполнено на наших глазах, уместно будет вновь окунуться в прошлое. Советские критики разделились тогда на два лагеря: одни с восторгом встретили новый вдохновенный опус, другие утверждали, что «сквозь спектакль не проходит сквозная тема, которая соответствовала бы взглядам на мир советского человека». Хотя сам «советский человек» возвел балет Юровского в статус культового и штурмовал теат­ральные кассы.

Времена меняются, похожие и одновременно такие разные эпохи приходят на смену друг другу, а «Алые паруса», как бы банально это не прозвучало, трогают душу, не оставляют равнодушным. И становится ясно одно, самое важное: «сквозная тема» любви и красоты, пусть хотя бы в музыке, но точно никогда не иссякнет, пока она искренне написана и с энергией молодости, с внутренним светом и порывом исполнена.

Чулпан Хаматова


Владимир Юровский:

Балет «Алые паруса» – одновременно наша семейная легенда и неотъемлемая часть истории советской/российской культурной жизни прошлого столетия. Начатый композитором В. Юровским как романтическое объяснение в любви своей молодой жене (дед женился весной 1941 года) накануне начала Великой Отечественной войны, продолженный уже в первые месяцы войны (под аккомпанемент германских бомб, сброшенных на Москву), законченный и впервые поставленный труппой ГАБТа в Куйбышеве в декабре 1942 года, он стал символом веры в мечту, во всепобеждающую силу фантазии и любви, а также надежды на лучшую жизнь в тяжелые дни войны. Уже после войны балет был восстановлен на сцене филиала Большого театра и многие годы оставался в его репертуаре. Несмотря на то, что я вырос на семейных историях вокруг этого балета, с самой музыкой его мне удалось познакомиться только в 12-летнем возрасте, когда отец продирижировал премьерой новой постановки балета в МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (в 1984 году). Приблизительно в то же время появилась и новая постановка «Алых парусов» в Детском музыкальном театре Н. Сац. До сих пор помню ощущение чуда, возникшее у меня при первых звуках Пролога, – мне казалось, что музыка, о которой мне столько рассказывали родители (полной записи балета не существовало, а ознакомиться с музыкой по партитуре или клавиру в 12 лет я еще не мог), могла быть только и именно такой – романтичной, страстной и искренней.

Многое изменилось с тех пор, романтизм «Алых парусов» кому-то может показаться слегка наивным и старомодным, но мне кажется, что, как не устаревает и его литературный первоисточник – феерия А. Грина, так и эта замечательная музыка, рожденная настоящим чувством, не может не оставить равнодушным и сегодняшнего слушателя.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»