Из наследия советской «бетховенианы»

Специально для читателей «Музыкальной жизни» фирма «Мелодия» подготовила подборку к 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена

На протяжении всего ХХ столетия музыка Бетховена не исчезала с концертных афиш нашей страны. Превратившись в обязательный атрибут партийных мероприятий и «датских» концертов эпохи СССР, она оставалась созвучной великим подвигам и трагическим потрясениям русской истории. Исполнение бетховенских произведений становилось высшим мерилом мастерства, «проверкой на зрелость» для пианиста и дирижера, оркестра и камерного ансамбля. С середины 1930-х Бетховен стал для самой широкой категории советских слушателей таким же «родным», как Мусоргский и Чайковский.

Быть может, потому многие интерпретации бетховенских произведений (симфоний, фортепианных сонат, концертов), сотворенные выдающимися отечественными исполнителями, заслужили признание и на родине композитора? Диск «Мелодии» напоминает лишь о некоторых из них.

К­огда-то концертная жизнь Госоркестра СССР началась с бетховенского симфонического цикла. Три десятилетия спустя запись восьми симфоний объединенными силами музыкантов Московского камерного оркестра и Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио осуществил Рудольф Баршай («Такого Бетховена мы не слышали со времен Клемперера», – скажет об этой работе Дмитрий Шостакович). Дирижерский дар Баршая высоко оценивал и Святослав Рихтер, выступавший с лучшими оркестрами мира. Казалось бы, трудно найти ­что-то новое в трактовке Пятой симфонии, но запись Евгения Светланова, осуществленная в 1981 году с ГАСО СССР, и сегодня потрясает драматической мощью, скульптурной рельефностью звукового потока. Запись увертюры к «Эгмонту» И.В. фон Гёте – образца высокой трагедии бетховенского классицизма – стала одним из высших достижений дирижерского искусства Арнольда Каца, представителя «ленинградской» школы Ильи Мусина, основателя и бессменного руководителя Новосибирского симфонического оркестра.

Полная запись сонат Бетховена стала вершиной пианистической деятельности Марии Гринберг – воспитанницы класса Феликса Блуменфельда; масштаб ее интерпретаций зарубежные критики сравнивали с Владимиром Горовицем. В течение концертного сезона 1963/1964 годов полный цикл сонат прозвучал и в исполнении Татьяны Николаевой; спустя двадцать лет пианистка вновь исполнила его в Большом зале Московской консерватории (эта концертная фонограмма лишь недавно была впервые опубликована «Мелодией»).

Скрипичные произведения – переложение Марша из музыки к пьесе А. фон Коцебу «Афинские развалины» и первую часть несправедливо (по недоразумению!) оклеветанной Л.Толстым «Крейцеровой сонаты» – звучат в исполнении Леонида Когана и Виктора Пикайзена.


Великие композиторы. Людвиг ван Бетховен

  1. «Эгмонт», увертюра из музыки к трагедии И. В. Гёте, соч. 84 – 8.34
  2. Соната для фортепиано № 8 до минор, соч. 13, «Патетическая»
    II. Adagio cantabile – 5.23
  3. Турецкий марш из музыки к пьесе А. Коцебу «Афинские развалины», соч. 113 (обр. Л. Ауэра) – 2.12
  4. Симфония № 5 до минор, соч. 67
    I. Allegro con brio – 7.40
  5. Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, соч. 27 № 2
    I. Adagio sostenuto – 5.47
  6. Симфония № 7 ля мажор, соч. 92
    II. Allegretto – 10.03
  7. Соната для скрипки и фортепиано № 9, соч. 47, «Крейцерова»
    I. Adagio sostenuto. Presto – 14.20
  8. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до минор, соч. 37
    I. Allegro con brio – 17.11

Общее время: 71.16

Академический симфонический оркестр Новосибирской государственной филармонии, дирижер – Арнольд Кац (1)

Татьяна Николаева, фортепиано (2)

Леонид Коган, скрипка, Андрей Мытник, фортепиано (3)

Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер – Евгений Светланов (4)

Мария Гринберг, фортепиано (5)

Объединенный симфонический оркестр, дирижер – Рудольф Баршай (6)

Виктор Пикайзен, скрипка, Алексей Наседкин, фортепиано (7)

Святослав Рихтер, фортепиано, Московский камерный оркестр и ансамбль солистов Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения, дирижер – Рудольф Баршай (8)

Записи: 1988 (1), 1981 (4), 1966 (5), 1973 (6), 1978 (7) гг., из Большого зала Московской консерватории: 11 января 1984 г. (2), 7 апреля 1963 г. (3), 27 мая 1973 г. (8)

Звукорежиссеры: Феликс Гурджи (1), Михаил Пахтер (2), Игорь Вепринцев (4), Валентин Скобло (5), Василий Антоненко (7), Эдвард Шахназарян (8)

Ремастеринг – Елена Барыкина