На протяжении всего ХХ столетия музыка Бетховена не исчезала с концертных афиш нашей страны. Превратившись в обязательный атрибут партийных мероприятий и «датских» концертов эпохи СССР, она оставалась созвучной великим подвигам и трагическим потрясениям русской истории. Исполнение бетховенских произведений становилось высшим мерилом мастерства, «проверкой на зрелость» для пианиста и дирижера, оркестра и камерного ансамбля. С середины 1930-х Бетховен стал для самой широкой категории советских слушателей таким же «родным», как Мусоргский и Чайковский.
Быть может, потому многие интерпретации бетховенских произведений (симфоний, фортепианных сонат, концертов), сотворенные выдающимися отечественными исполнителями, заслужили признание и на родине композитора? Диск «Мелодии» напоминает лишь о некоторых из них.
Когда-то концертная жизнь Госоркестра СССР началась с бетховенского симфонического цикла. Три десятилетия спустя запись восьми симфоний объединенными силами музыкантов Московского камерного оркестра и Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио осуществил Рудольф Баршай («Такого Бетховена мы не слышали со времен Клемперера», – скажет об этой работе Дмитрий Шостакович). Дирижерский дар Баршая высоко оценивал и Святослав Рихтер, выступавший с лучшими оркестрами мира. Казалось бы, трудно найти что-то новое в трактовке Пятой симфонии, но запись Евгения Светланова, осуществленная в 1981 году с ГАСО СССР, и сегодня потрясает драматической мощью, скульптурной рельефностью звукового потока. Запись увертюры к «Эгмонту» И.В. фон Гёте – образца высокой трагедии бетховенского классицизма – стала одним из высших достижений дирижерского искусства Арнольда Каца, представителя «ленинградской» школы Ильи Мусина, основателя и бессменного руководителя Новосибирского симфонического оркестра.
Полная запись сонат Бетховена стала вершиной пианистической деятельности Марии Гринберг – воспитанницы класса Феликса Блуменфельда; масштаб ее интерпретаций зарубежные критики сравнивали с Владимиром Горовицем. В течение концертного сезона 1963/1964 годов полный цикл сонат прозвучал и в исполнении Татьяны Николаевой; спустя двадцать лет пианистка вновь исполнила его в Большом зале Московской консерватории (эта концертная фонограмма лишь недавно была впервые опубликована «Мелодией»).
Скрипичные произведения – переложение Марша из музыки к пьесе А. фон Коцебу «Афинские развалины» и первую часть несправедливо (по недоразумению!) оклеветанной Л.Толстым «Крейцеровой сонаты» – звучат в исполнении Леонида Когана и Виктора Пикайзена.
Великие композиторы. Людвиг ван Бетховен
Общее время: 71.16
Академический симфонический оркестр Новосибирской государственной филармонии, дирижер – Арнольд Кац (1)
Татьяна Николаева, фортепиано (2)
Леонид Коган, скрипка, Андрей Мытник, фортепиано (3)
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижер – Евгений Светланов (4)
Мария Гринберг, фортепиано (5)
Объединенный симфонический оркестр, дирижер – Рудольф Баршай (6)
Виктор Пикайзен, скрипка, Алексей Наседкин, фортепиано (7)
Святослав Рихтер, фортепиано, Московский камерный оркестр и ансамбль солистов Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения, дирижер – Рудольф Баршай (8)
Записи: 1988 (1), 1981 (4), 1966 (5), 1973 (6), 1978 (7) гг., из Большого зала Московской консерватории: 11 января 1984 г. (2), 7 апреля 1963 г. (3), 27 мая 1973 г. (8)
Звукорежиссеры: Феликс Гурджи (1), Михаил Пахтер (2), Игорь Вепринцев (4), Валентин Скобло (5), Василий Антоненко (7), Эдвард Шахназарян (8)
Ремастеринг – Елена Барыкина