Что делает хорошего музыкального журналиста хорошим? Пожалуй, вопрос этот стоит ребром на протяжении всей истории профессии.
Некоторые делают ставку на оперативность и доступность, некоторые – на изящество слога и экспертную оценку. Критики, блогеры, репортеры, сотрудники пресс-центров… Все они занимаются кардинально разными вещами, но едины в своем призвании – «музыкальный журналист». Ну и как же тогда обучать этому непростому ремеслу? Можно зубрить историю и правила русского языка, можно прагматично анализировать чужие работы, дистиллируя свой стиль. А можно окунуться с головой в этот мир и изучить процесс изнутри, общаясь с напарниками, прислушиваясь к наставникам, проявляя свою выдержку и упорство. Такой опыт и дает семинар «Журналистские читки», который, стараниями Союза композиторов, Российского музыкального союза и журнала «Музыкальная жизнь», тренирует молодых авторов уже пятый год.
Четырнадцать участников из разных городов России собрались в конференц-зале РАМ имени Гнесиных – проект проходит в стенах Академии в третий раз. Ее ректор, профессор Александр Рыжинский, произнесший приветственное слово, порадовался этому факту. «Как писал Льюис Кэррол, “что сказано трижды, то верно”. Надеюсь, это подтверждение того, что наш союз продлится еще долго, и эти “Читки” не станут последними, – сказал Александр Сергеевич. – Сегодня музыкальная журналистика составляет существенную конкуренцию другим теоретическим специальностям для поступающих. И конечно, в этом деле важна не только теория, но и, непосредственно, практика». Именно ее и получали участники «Читок» на протяжении следующих трех дней.
Что делает хорошего музыкального журналиста хорошим? Может быть, педантичность и аккуратность?
Основную часть программы составили лекции и разборы работ участников кураторами проекта. Главный редактор «Музыкальной жизни» Евгения Кривицкая порассуждала в своей лекции о том, какое положение в музыкальной индустрии занимает журналистика, и отличается ли она от критики. Ольга Русанова, музыкальный обозреватель «Радио России», в свою очередь рассказала, как выстраивать текст, делать его интересным и захватывающим, а также избегать штампов и ошибочной информации. Все эти навыки начинающие журналисты могли опробовать почти сразу – важнейшей частью «читок» является посещение множества столичных музыкальных мероприятий. Участники тянули жребий, итогами которого для них стали концерты в Большом и Рахманиновском залах консерватории, в Доме культуры «ГЭС-2», залах Московской филармонии, «Зарядье», МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко. После похода все оставшееся время было отведено журналистам для написания текста по этим событиям, ведь дальше самое интересное – разбор полетов! Со всей тактичностью, но вместе с тем строгостью, кураторы деконструировали тексты участников, отмечая достоинства и исправляя ошибки. Авторы ловили каждое слово, улучшая свои рецензии. Прочитать их можно на сайтах «Музыкальной жизни» и ClassicalMusicNews.
Ответить на вопросы аудитории помог один из приглашенных гостей «Журналистских читок» – Борис Лифановский. Основатель одной из известнейших текстовых площадок в своей привычной яркой и харизматичной манере рассказал, как организовать целую редакцию, как высказывать свое мнение, когда у тебя недостаточно авторитета, и как увлечь читателя своим словом. Не обошлось и без жизненных советов: «Всегда нужно оставаться в тонусе. Либо ты живешь и работаешь – на отдыхе, на улице, во сне, – либо ты умер. Когда входишь в этот режим, уже трудно себя остановить. Бывает, я беру для себя отдых, сижу спокойно пару дней. А потом начинается: тут новость опубликую, там пост выложу – руки чешутся!» – рассказал главный редактор ClassicalMusicNews.
Что делает хорошего музыкального журналиста хорошим? Может быть, мобильность и многопрофильность?
Третий куратор проекта – корреспондент отдела специальных репортажей телеканала «Россия 24» Дарья Ганиева – провела уникальную лабораторию, посвященную прямым трансляциям музыкальных событий. В этом ей помог генеральный продюсер эфиров Международного конкурса имени Чайковского Станислав Солош. Участники узнали, как грамотно выстраивать повествование в видео, изучили азы работы со сценарием и разобрали реальные случаи из трансляций. «Работа с видео – работа командная. Если нет согласованности с оператором, ведущими, режиссером, то зритель не увидит и не поймет всего запланированного вами. Вообще, труд журналиста никогда не бывает индивидуальным: за любым автором стоят редакторы, корректоры, верстальщики и оформители. Важно помнить это и учиться работать сообща», – поделилась Дарья. После всей вводной информации ведущие устроили небольшую симуляцию: участники объединились в пары и взяли на себя роль интервьюеров в прямом эфире. В такой обстановке было намного проще понять возможные проблемы и нащупать точки личного роста.
О других возможностях журналиста в своем паблик-токе рассказал куратор музыкальных программ ДК «ГЭС-2», программный директор Пермского театра оперы и балета, театровед Дмитрий Ренанский. Начиная от работы в театрах, заканчивая закулисьем культурных площадок, – всему нашлось место в этой беседе. «Если люди занимаются тем, что им нравится, если их “прёт” – это самое главное. Любой автор должен любить свое дело и тех, о ком он пишет. Отсюда вытекает второе важное для меня правило – не навреди! Во всех смыслах: не навреди людям, коллективам, процессу», – дал совет участникам Дмитрий. По окончании беседы, зная всю закулисную организационную правду, молодые журналисты посмотрели на театры совсем иначе.
Так что же делает хорошего музыкального журналиста хорошим? Прежде всего, практика.
Этим и подытожили «Читки» кураторы проекта. В конце Ольга Русанова верно подметила: «Все мы понимаем, что форматов сейчас несметное множество: рецензии, интервью, подкасты, репортажи… И мы не старались просто показать вам ошибки, но хотели дать инструменты для работы в этом непростом и изменчивом музыкальном мире».