Японский дирижер Тюхэй Ивасаки обосновался в Чехии — преподает в Пражской консерватории, а с 2021-го возглавляет Филармонический симфонический оркестр города Пльзень. Вместе с коллективом он записал альбом Japan Czech Inspiration — в нем музыка японца Акиры Ифукубэ сочетается с редко исполняемыми симфоническими опусами чеха Леоша Яначека. Взаимопроникновение разных культурных традиций Востока и Запада — главная интрига альбома.
Японская композиторская школа обрела собственный облик лишь в первой трети XX столетия. Такие авторы, как Косаку Ямада (1886–1965) и Хидэмару Коноэ (1898–1973), впитали европейскую традицию и академические симфонические жанры, заложили основы национальной школы оркестрового письма в Японии. Оба музыканта стояли у истоков создания крупных институций. Ямада, к примеру, вернулся в Токио в конце 1913 года после обучения в Берлинской высшей музыкальной школе у Макса Бруха и Карла Леопольда Вольфа. Через год организовал первый японский симфонический оркестр, а в 1925-м создал Японское филармоническое общество. Его ученик, композитор и дирижер Хидэмару Коноэ, после окончания Токийского университета искусств совершенствовался в Париже у Венсана д’Энди и в Берлине у Франца Шрекера. В 1925-м он вернулся в Токио, чтобы создать Новый симфонический оркестр (коллектив позднее преобразовался в Симфонический оркестр NHK — один из самых авторитетных симфонических коллективов современной Японии).
Японец Акира Ифукубэ (1914–2006) с почтением относился к оркестровому стилю старших коллег — Ямады и Коноэ. Уверенное владение инструментовкой, элегантный звуковой баланс и колоритные оркестровые соло — все это в «Японской сюите», открывающей альбом Japan Czech Inspiration.
Первоначально Ифукубэ написал «Японскую сюиту» для фортепиано в 1933 году, но спустя 58 лет представил оркестровую версию партитуры. В Сюите четыре части, и все они вдохновлены традиционными японскими праздниками — Bon-odori, Tanabata, Nagashi и Nebuta. Симфонический оркестр города Пльзень артистичен и пластичен. Послушайте, к примеру, третью часть, в которой композитор создает образ речных фонарей (каждый август на протяжении трех дней в праздник O-bon можно увидеть тысячи речных фонарей по всей Японии). Сюита крайне живописна и изобразительна — не случайно Ифукубэ известен не только как автор симфонических опусов, но и как кинокомпозитор (например, он писал саундтреки к серии фильмов о Годзилле).
Леош Яначек — современник японца Косаку Ямады и старший коллега Ифукубэ. Четырехчастная оркестровая Сюита op. 3 Яначека — смысловая арка к «Японской сюите», открывающей альбом. Как и композиторы страны восходящего солнца, чех ратовал за развитие отечественной композиторской школы, так что сюита Яначека богата фольклорными цитатами и сочной оркестровкой. Из всех частей пленяет Adagio — лирический центр цикла. Симфонический коллектив под управлением Ивасаки здесь особенно выразителен в динамике и оркестровом балансе.
«Лашские танцы» и «Моравские танцы» для оркестра Леоша Яначека — продолжение славных традиций Антонина Дворжака. Интересно, что оба цикла созданы Яначеком сразу же после появления второй тетради «Славянских танцев» Дворжака. И «Лашские танцы», и «Моравские танцы» звучат в репертуаре европейских оркестров крайне редко, что придает дополнительную ценность альбому Japan Czech Inspiration. Слушая оркестр города Пльзень, оцените, как изящно под управлением японского дирижера звучит Požehnaný, вторая часть «Лашских танцев». Это жанровая танцевальная сценка, исполняемая на традиционных чешских свадьбах: юноша поочередно «дает благословение», а две девушки в танце вращаются на месте или падают на колени, складывая руки.
Альбом Japan Czech Inspiration демонстрирует близость музыкальных культур Востока и Запада. Профессиональный чешский оркестр и талантливый японский дирижер достигли высокого художественного результата, блестяще справившись с непростыми партитурами Яначека и Ифукубэ.