John Adams <br>Must the Devil Have All the Good Tunes? <br>Los Angeles Philharmonic <br>Yuja Wang, Gustavo Dudamel
Релизы

John Adams
Must the Devil Have All the Good Tunes?
Los Angeles Philharmonic
Yuja Wang, Gustavo Dudamel

Мировая премьера нового фортепианного концерта Адамса состоялась в марте 2019 года, в Бостоне и Лос-­Анджелесе. Год спустя в цифровом виде вышла его запись. Концерт Адамса дополнен лишь миниатюрой China Gates, и слушатель, даже если перестал покупать CD, спрашивает себя, достоин ли полной цены релиз длиной всего полчаса с единственным произведением, не считая довеска.

Третье сочинение Адамса для фортепиано с оркестром, как и предыдущие два – Eros Piano и Century Rolls, не классифицируется как концерт номер ­такой-то: из старой журнальной статьи Адамс взял длинное название Must the Devil Have All the Good Tunes? – которое вряд ли нуждается в переводе и предсказуемо обыгрывается критиками. «Да, “Дьявол” – на уровне прежних фокусов Адамса. Но каков же дьявол! И каковы же фокусы!» – пишет рецензент Los Angeles Times, язвительно продолжая: «В этой же программе играли Адажио Барбера, и если уж все лучшие мелодии – у дьявола, дьяволом в тот день был Барбер». По мнению автора BachTrack, «выбор такого заголовка для концерта, где хороших мелодий нет, предсказуемо раздражает… и если уж по прихоти автора жизнь сочинению дает удачное название, получается скорее концертная симфония, нежели концерт».

С последним трудно не согласиться: хотя формально здесь три части, две быстрых и медленная, они перетекают друг в друга плавно, без перерывов и перепадов, напоминая скорее рапсодию, чем концерт. Сам Адамс называет его своей «“Пляской смерти”, не в стиле Листа, но в более прифанкованной манере». С фанком здесь все в порядке; сочинение захватывает в первую очередь прихотливыми сменами ритма, по всем поворотам которых слушателя уверенно ведет бас-гитара. Есть и синтезатор с тембром honky-tonk piano – слегка расстроенного кабацкого пианино, но звучит он скорее как одна из красок в оркестре, чем как двой­ник солирующего рояля.

В крайних частях, более стремительных и виртуозных, главным героем предстает Филармонический оркестр Лос-­Анджелеса. На высоте и Юйцзя Ван, чьи технические возможности безграничны, однако с лучших сторон она показывает себя не как виртуоз, но как лирик: во второй части Адамс словно решает ответить всем, кто вышутит название его сочинения, и удивляет нас лирическим интермеццо. Здесь фортепиано мягко поддерживают вздохи струнных и отзвуки духовых – эти минуты поразительной красоты впечатляют даже больше, чем неожиданный дискотечный бит в первой части и не менее неожиданный поворот к трагедии в финале, увенчанном ударом колокола. Юйцзя Ван и дирижер Густаво Дудамель представили сочинение в ряде мировых музыкальных столиц, а на YouTube можно познакомиться с трактовкой Викингура Олафссона под управлением автора, не менее убедительной.