Без музыки Джона Уильямса невозможно представить атмосферу «Звездных войн» и «Парка Юрского периода», киносаги о Гарри Поттере и Индиане Джонсе, фильмов «Челюсти», «Один дома», «Мемуары Гейши». Обладатель двадцати пяти «Грэмми», пяти «Оскаров» и четырех «Золотых глобусов», композитор Джон Уильямс в феврале этого года отметил 90-летний юбилей. К этой дате Deutsche Grammophon выпустил альбом John Williams: The Berlin Concert. Это запись концерта, состоявшегося в Берлинской филармонии в октябре 2021 года, оркестром дирижировал автор композиций. Альбом появился в цифре, на CD, Blu-ray и даже на виниле.
В новом релизе Deutsche Grammophon – известная музыка вроде «Звездных войн» и «Гарри Поттера». Есть редкие опусы – саундтрек к фильму Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени» о людях и внеземной цивилизации, а также саундтрек к романтической драме с Томом Крузом и Николь Кидман «Далеко-далеко». Есть и совсем нетипичный Джон Уильямс – «Элегия» для виолончели и оркестра, а также Фанфары и тема, ставшие гимном Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 году. К слову, Уильямс за свою жизнь «озвучил» четыре олимпиады!
Симфонический оркестр – визитная карточка Джона Уильямса. Помимо киномузыки, он известен как автор симфонических и концертных опусов: два скрипичных концерта, концерты для солирующих альта, виолончели, флейты, кларнета, трубы, валторны; концерт для фагота The Five Sacred Trees и даже Концерт для тубы. Интересно, как кинопартитуры Уильямса впитывают классическую музыку: референсом для Имперского марша из «Звездных войн» стал «Марс» – часть симфонической сюиты «Планеты» Густава Холста, а в саундтреке к фильму «Индиана Джонс и Последний крестовый поход» очевидно влияние отдельных страниц тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга».
Любовь к симфоническому оркестру велика в киномузыке Уильямса – композитор до сих пор отдает предпочтение «живому звучанию», никаких сэмплов или звуковых библиотек. В релизе Deutsche Grammophon объемное и полнокровное звучание Берлинского филармонического оркестра наиболее выгодно раскрывается в саундтреке к «Парку Юрского периода».
Для Джона Уильямса крайне важны тембры. Неповторимы челеста в теме Хедвига из «Гарри Поттера», медь в Имперском марше «Звездных войн» или солирующая скрипка в лирической теме фильма «Мемуары гейши». В эпоху информационного шума, метамодерна и новых медиа, американский композитор по-прежнему очаровывает слушателя красотой мелодических линий. Послушайте, как эффектно в альбоме Deutsche Grammophon звучит тема Принцессы Леи из «Звездных войн», как виртуозны струнные и деревянные духовые инструменты в саундтреке к «Инопланетянину» – это еще одно сокровище мирового кинематографа с музыкой Уильямса.
Джон Уильямс – легенда киномузыки. Он создал неповторимый звуковой мир, наполнив его живыми и яркими мелодиями. 90-летие мастер встретил в турне, продолжая знакомить слушателей с собственной музыкой в качестве дирижера.