Josquin Desprez – Baisiez Moy <br>thélème, Jean-­Christophe Groffe <br>Aparté Релизы

Josquin Desprez – Baisiez Moy
thélème, Jean-­Christophe Groffe
Aparté

Швейцарский Базель – мировой центр аутентичного исполнительства, в который со всего мира едут учиться и устраивать карьеру множество музыкантов, специализирующихся на старинной музыке. А из выпускников базельской Schola Cantorum регулярно формируется большое количество высококлассных ансамблей.

Одним из таких ансамблей можно назвать thélème – не так давно сформированный, но уже успевший выпустить несколько альбомов. Музыканты решили пойти по собственному пути, а идея «сочетания несочетаемого» – их визитная карточка. Она позволяет выделиться из ряда высокопрофессиональных, но слабо отличимых друг от друга базельских выпускников.

Новый альбом коллектива воплощает в себе трендовую идею последнего времени: сочетание старинной музыки и электроники. «Был ли Жоскен Депре иконой поп-культуры?» – задаются вопросом музыканты, соединяя аутентичное исполнение шансон Жоскена с тембрами волн Мартено, родес-­пиано и модульного синтезатора Buchla.

Вокруг взаимодействия акустического и электронного начал выстроена драматургия альбома. Первая треть диска – полностью акустическое представление популярной музыки Жоскена. Кокетливая шансон Baisiez moy задает изначальный характер: четыре мужских голоса с лютней в традициях полифонии XVI века, казалось бы, находятся в рамках привычных интерпретаций старинной музыки. Но неожиданно в каноне Qui belles amours a – одном из самых красивых произведений альбома – появляются первые электронные звуки. Дальше их становится все больше и больше до тех пор, пока ровно в середине не возникает Unisono 2.

Композиция будто разделяет альбом на до и после. Экспериментальная электроника, вызывающая ассоциации с опытами Штокхаузена, раскладывает звук на фрагменты, состоящие из обертонов. Басы, на грани слышимого человеком, заставляют дрожать. Звучащая сущность вызывает ассоциации как с фантастическими фильмами про космос, так и с клубной культурой 1980–1990-х.

После пяти минут пятидесяти пяти секунд экспериментального электронного опыта, уносящего слушателя за границу восприятия, звучит Nymphes des bois –знаменитый плач на смерть Окегема. Именно в связке с предыдущей композицией этот музыкальный некролог и дань уважения великому музыканту способен вызвать слезы. Несомненно, музыканты сделали это намеренно, ведь отдельно друг от друга и вне контекста альбома записи вряд ли были бы способны вызвать такую реакцию.

Вторая половина содержит больше электронных звуков, вплетенных в музыку Жоскена Депре. Чем дальше к завершению, тем более смело музыканты их используют. Заключительным пассажем звучит La Bernardina Жоскена в аранжировке, скорее напоминающей саундтрек к Super Mario Bros. или другим восьмибитным играм, чем произведение великого полифониста.

При этом электроника не преобладает, она дана дозированно и со вкусом. Ее преимущество ограничивается двумя названными композициями, ломающими привычную логику, и отдельными красками, в остальном – это качественный альбом, достойный лучших базельских выпускников.