Если вы когда-нибудь захотите узнать, сколько пьес было написано швейцарским композитором и кларнетистом Юргом Фреем, то вы точно потеряете счет. Вам покажется, что список из более чем 240 сочинений как будто не имеет ни начала, ни конца — так много музыки было написано автором, отмечающим семидесятилетие в этом году. Однако, одно дело — сочинять большое количество партитур, а другое — быть востребованным композитором, находящим отклик не только у падких на тихую музыку исполнителей и адептов объединения Wandelweiser, но и рядовых слушателей.
И безусловно, спрос есть. В ноябре 2022 года новый диск музыки Фрея Borderland Melodies вышел на британском лейбле Another Timbre. Примечательно, что мысль о записи этого альбома уже давно зрела в голове музыканта, но пандемия внесла свои судьбоносные корректировки: Фрей часто участвовал в записях своих сочинений, но перенесенная болезнь положила конец всякой исполнительской деятельности. Однако уходить на пенсию как композитор он пока не собирается. В записи релиза принимал участие уже практически штатный ансамбль лейбла — коллектив Apartment House, участники которого хорошо знакомы с творчеством Фрея и в целом специализируются на «тихой» музыке.
Релиз состоит из трех сочинений, написанных за последние десять лет: двух квинтетов и одного септета, приглашающих слушателя познакомится с самым актуальным стилем автора. Начинается альбом с заглавной пьесы Borderland Melodies, название которой можно было бы перевести как «промежуточные» или «окраинные мелодии». В интервью Another Timbre Фрей строго предостерегает от попытки найти какие-либо визуальные ассоциации, ведь для него аллюзия на ландшафт — это скорее некий концептуальный стимул. У ландшафта и музыки есть много общих параметров: время/протяженность, форма/вид и материал. Так что пьеса, да и альбом в целом, — скорее размышление композитора на тему «пейзажности» в музыке. Ясные и умиротворяющие тембры скрипки, виолончели, кларнета, бас-кларнета и фортепиано гордо звучат по одиночке, наслаиваются друг на друга, где-то смутно прослушиваются отрывки мелодий.
Как и в других пьесах автора, эта музыка требует очень внимательного отношения к себе, она склонна рассыпаться, как только фокус внимания перемещается с нее на что-то более обыденное. L’état de simplicité — самая новая пьеса на диске, написанная в пандемийном 2021 году и состоящая из четырех разнородных частей. Такая сегментация является нетипичной для музыки Фрея, которая скорее предпочитает простираться на длинных временных полотнах. По сути, каждая часть является небольшой авторской зарисовкой-размышлением. Например, вторая — Toucher l’air — буквально обыгрывает феномен того, как любой звук «касается» воздуха и заставляет его колебаться. Финальная композиция Movement, Ground, Fragility является переработанной версией уже существующей пьесы 2014 года для нового инструментального состава. К уже перечисленным инструментам добавляются ударные и альт, помогающие создать голый и пустынный тридцатиминутный саундскейп.
Исполнение ансамбля Apartment House, как обычно, не вызывает ни доли сомнения в приверженности авторскому тексту и подкупает филигранностью, с которой они подходят к материалу. Альбом вполне себе отражает общую стилистику Фрея, подстрекая слушателя забыть о существовании времени. Но, пожалуй, он также и помогает понять, что время — это самый главный человеческий ресурс, и, возможно, не всем захочется потратить его на медленную и спокойную музыку автора. Тут все зависит от вашего вкуса.