Jurowski Conducts Stravinsky, Vol. 1. London Philharmonic Orchestra, Vladimir Jurowski</br>LPO Релизы

Jurowski Conducts Stravinsky, Vol. 1. London Philharmonic Orchestra, Vladimir Jurowski
LPO

Стравинский для Владимира Юровского – один из самых близких и важных композиторов. Год назад маэстро провел в Берлине фестиваль, приуроченный к пятидесятилетию со дня его смерти, «Музыкальная жизнь» подробно освещала его. Записи концертов фестиваля были доступны на сайте радиостанции Deutschlandfunk Kultur, и, казалось, многие достойны немедленного издания: это и «Байка», и «Свадебка», и «Концертные танцы», и «Потоп», и не только. Такой альбом был бы незаурядным приношением Юровского Стравинскому, эффектно высветив его творчество разных периодов с не самых очевидных точек зрения.

Дирижер пошел иным путем, решив выпустить под лейблом Лондонского филармонического оркестра (LPO) записи с концертов фестиваля «Меняя лица» (2018), также посвященного Стравинскому, и отдав первый том серии началу его пути, с 1907 по 1913 год. В альбом из двух CD вошли четыре из пяти первых официальных опусов Стравинского, среди которых очевидно не хватает «Фейерверка», а также балеты «Жар-птица» и «Весна священная». Замысел великолепен: на примере шести сочинений показать стремительное развитие Стравинского от талантливого ученика Римского-Корсакова в Симфонии ор. 1 до гения мирового масштаба. Или, наоборот, подчеркнуть, что и ранние опусы занимают достойное место в ряду с несомненными шедеврами?

Скорее все-таки первое: слишком по-разному воспринимаются один диск, в основном из раритетов, и другой с двумя мегахитами. «Весна священная» по-прежнему оглушает и захватывает, полностью затмевая впечатление от Симфонии ор. 1, даже если ты слушал ее только что. Это неудивительно: эстетически между двумя сочинениями – огромное расстояние. Возможно, дело и в том, что в альбом вошла запись «Весны», сделанная в 2008 году, когда трактовки Юровского были существенно эмоциональнее. Симфония ор. 1, записанная десятью годами позже, звучит гораздо суше, буквально позволяя почувствовать, как маэстро просвечивает партитуру взглядом аналитика, сквозь перспективу всего творческого пути Стравинского.

Однако именно эта музыка такому подходу сопротивляется: в ней сильны влияния Глазунова, Чайковского, Римского-Корсакова, и она, в отличие от нас, еще «не знает» о том, что полвека спустя ее автор создаст, например, балет «Агон». Симфонию до обидного мало исполняют и записывают – сегодня на рынке не найдется и десятка ее записей. Большинство их сделано дирижерами из бывшего СССР, хотя, возможно, лучшая принадлежит шотландцу Александру Гибсону. Пусть она до некоторой степени простодушна, но эта наивность уместнее строгости Юровского, в чьей трактовке идеально слышны все соло и ансамбли, но как будто немного не хватает воздуха. То же можно сказать об интерпретациях «Фантастического скерцо» и «Фавна и пастушки».

Другое дело «Погребальная песнь» памяти Римского-Корсакова, в свое время утерянная и найденная лишь недавно. «Пожалуй, Стравинский впоследствии никогда не позволит себе быть столь экспрессивным, вложить так много человеческих чувств», – размышлял Юровский пять лет назад, накануне ее московской премьеры. И в нее, и в лондонскую запись маэстро также вложил максимум чувств, сделав томительным каждое соло, показав волшебство созвучий, подчеркнув красоту финальной переклички духовых и струнных. В ту московскую программу Юровский включил сюиту из «Жар-птицы», которую неоднократно исполнял и на других этапных концертах. Полностью он представил балет на своем дебютном концерте с LPO в 2002 году и 16 лет спустя повторил на фестивале «Меняя лица». Ощущение сказочности в течение 47 минут иногда теряется, временами трактовка кажется холодноватой, будто вместо магии тебе предлагают ее разоблачение. Но сказка все-таки побеждает, и партитура предстает полной чудес.

Если первый диск – важнейшее дополнение к дискографии Симфонии ор. 1 и «Погребальной песни», записанной в пятый раз, то значение второго скорее документальное: вот как играл Стравинского LPO под руководством Владимира Юровского в начале XXI века. Это ничуть не обесценивание, просто любая запись таких культовых сочинений, как «Жар-птица» и «Весна священная», обречена на сравнение с десятками других, тогда как в трактовках многих других произведений Стравинского Юровскому сегодня равных нет. Тем сильнее мы ждем следующих выпусков серии.