Двойной альбом – третий и последний в серии, которую Владимир Юровский и Лондонский филармонический оркестр посвятили Стравинскому. (Еще один, с записью «Петрушки», «Симфоний духовых» и «Орфея», вышел вне серии.) Том второй представлял фактически одно сочинение – балет «Поцелуй феи» с добавлением фрагментов «Спящей красавицы» Чайковского в оркестровке Стравинского. Первый, включенный журналом Gramophone в двадцатку лучших записей музыки композитора, охватывал опусы начала «русского» периода, демонстрируя колоссальный взлет гения за несколько лет – от Симфонии соч.1 и «Погребальной песни» к таким суперхитам, как «Жар-птица» и «Весна священная». Третий представляет по три сочинения из неоклассического и позднего периодов, а хит здесь единственный – открывающий альбом балет с пением «Пульчинелла».
Для Юровского, по-видимому, это одно из самых дорогих сочинений Стравинского: маэстро неоднократно исполнял его в Москве – и полную версию, и оркестровую сюиту, – а также на фестивале Стравинского в Берлине в 2021-м (о нем, как и о первом томе антологии, подробно писала «Музыкальная жизнь»). Исполнение на альбоме записано полугодом ранее, в декабре 2020-го, и в отличие от берлинского, с его захватывающими лиризмом и томительностью, начинается максимально сдержанно. Помня о том, что в основу «Пульчинеллы» легли темы композиторов эпохи барокко, Юровский как будто велит струнным играть без вибрато, а вдобавок и без эмоций вообще. Или то поклон словам Стравинского о том, что музыка ничего не выражает, кроме самой себя? Но вскоре эта сухость проходит, и, начиная с Allegro assai, музыка летит вперед с присущей ей искрометностью. Как и в Берлине, сильную команду певцов (меццо-сопрано Ангарад Лиддон, бас Мэттью Роуз, тенор Сэм Фёрнесс) все же затмевает оркестр: захватывает дух от токкаты с соло трубы и от гавота с великолепными ансамблями духовых.
Остальные сочинения записаны на посвященном Стравинскому фестивале «Меняя лица», состоявшемся в 2018 году в Лондоне. Одно из украшений альбома – Симфония in C: на концертах она звучит редко, и едва ли кто вспомнит, когда ее последний раз исполняли в Москве. Между тем это полотно ювелирной выделки, требующее и соответствующего интепретатора; таков Юровский, представляющий Симфонию как камерный ансамбль, где важен и ценен каждый голос, особенно первые две части. Еще одним балетом Стравинского могла бы стать часть третья с ее театральностью, не говоря уже о четвертой с волшебным финальным аккордом. Плюс подлинный драматизм, которого старается в чистом виде избегать композитор и который так хорошо умеет вскрыть и подчеркнуть дирижер. К Симфонии примыкает «Ода», близкая как по времени создания, так и по саунду и образному строю; в интерпретации Юровского она звучит поистине пронзительно.
Аналогичным образом на втором диске альбома смыкаются «Вариации памяти Олдоса Хаксли» и «Заупокойные песнопения» для оркестра, хора и солистов – два из самых последних сочинений Стравинского. Шестиминутная оркестровая пьеса – яркий пример того, как эмоциональна может быть додекафонная музыка, – словно оказывается зерном, из которого вырастают «Песнопения», реквием композитора самому себе. Идеальное позднее произведение, максимально концентрированное и лаконичное: за неполные четверть часа успеваешь восхититься и хором в Rex tremendae, и голосом Ангарад Лиддон в Lacrimosa, и оркестром в инструментальных фрагментах, и последним аккордом, определенно обращенным в будущее. Украшение записи «Песнопений» – партия баса в исполнении Максима Михайлова, участника многих проектов Юровского. Четыре недели спустя он должен был петь на закрытии фестиваля в «Плаче пророка Иеремии», также представленном в альбоме, однако за прошедшее время певца не стало, и исполнение посвятили его памяти.