К кому прилетел ангел События

К кому прилетел ангел

Конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева завершился в Калининграде

Янтарный ангел, «Оскар» органного мира, был в этом году вручен студентке Санкт-Петербургской консерватории Марии Короновой, победившей на XIII Международном конкурсе органистов имени Микаэла Таривердиева в Калининграде. Крупнейший органный конкурс, считающийся в мире «конкурсом Чайковского для органистов»,  несмотря на текущие обстоятельства,  состоялся в полноценном международном формате – и это событие экстра-класса не только для российской музыкальной жизни. Разумеется, конкурс, как и все сегодняшние российские международные проекты, готовился в чрезвычайной обстановке. По словам арт-директора конкурса Веры Таривердиевой, уже объявленные первые туры отказались проводить в очном формате в Германии (церковь святого Михаила в Гамбурге) и в США (Йельский университет, Нью-Хейвен, штат Коннектикут). А в Пекине, впервые попавшем на карту конкурса, во время первого тура не были сняты ковидные ограничения. Так появился новый формат прослушиваний на конкурсе Таривердиева – онлайн. Первый тур провели очно только в Москве, а в вышеупомянутых локациях отборы прошли онлайн. Проблемы были и с формированием состава жюри, связанные с рисками для музыкантов из-за санкций. Между тем в Калининграде в дни конкурса на флагштоках перед Кафедральным собором поднялись флаги одиннадцати государств,  музыканты которых приняли участие в турах и в работе жюри.

Арт-директор Конкурса, художественный руководитель Кафедрального собора Вера Таривердиева

В стенах Калининградской филармонии (бывшей кирхе Святого Семейства) на органе чешской фирмы «Ригер-Клосс» с 3 мануалами, 44 регистрами и ручным управлением (что стало дополнительным испытанием для некоторых участников) выступили 22 органиста из России, Китая, Кореи, Канады, Франции и ЮАР. Программа второго тура была регламентирована не только по хронометражу (40 минут), но и по конкретному музыкальному материалу, представлявшему тем не менее емкий экскурс по органному репертуару: Бах, композиторы эпохи барокко и романтизма, французская и немецкая школа XIX–XX веков, современная музыка (позже 1960 года или части органных концертов Микаэла Таривердиева). Критерием для жюри стало не только исполнительское мастерство и качество интерпретации, но и художественная красота программы, ее музыкальная целостность и внутренняя логика. В этом смысле органист представал в туре не просто как конкурсант, а как артист, выходящий со своим художественным высказыванием.

Одна из таких красиво устроенных программ прозвучала во втором туре у Марии Короновой (также стоило бы отметить и программы Жана Нувеля-Алу из Франции, Ирины Крюковой из Москвы и других) – диалог немецкой и французской органных школ. Сначала на контрасте прозвучали исторические сочинения эпохи барокко и рококо –  траурная  лейпцигская Прелюдия и фуга Баха си минор и Офферторий из «Приходской мессы» Куперена с ее декоративной фактурой, а затем – позднеромантическая Соната №3 ля минор Риттера, представляющая блестящий синтез традиции немецкой органной музыки на ее разных этапах – от Букстехуде и Баха до романтизма. А органная фантазия современного французско-ливанского композитора Наджи Хакима «Бахорама», с ее плетением баховских тем, красиво завершила  этот музыкальный диалог.

В калининградские туры конкурса в жюри приехали известные органисты и педагоги – Жан-Пьер Стайверс (Нидерланды), Вольфганг Райзингер (Австрия), Юань Шен (Китай), Эльке Фёлькер (Германия), Эудженио Мария Фаджиани (Италия), Даниэль Зарецкий (Россия), Алексей Шмитов (Россия), председательствовал профессор Высшей музыкальной академии Страсбурга, органист Собора Нотр-Дам де Пари Иоанн Вексо (Франция). И все они отметили очень высокий профессиональный уровень выступавших конкурсантов. В этом смысле важной деталью XIII конкурса Таривердиева стал большой дебют, фактически  презентация молодой китайской органной школы. Впервые на конкурс в Калининград приехали девять органистов из Пекина – ученики Юань Шен, профессора Пекинской консерватории, члена жюри конкурса.

Для многих этот факт стал открытием и даже сенсацией, поскольку Китай прежде ни у кого не ассоциировался с органом. Но член жюри, профессор Санкт-Петербургской консерватории  Даниэль Зарецкий иначе прокомментировал эту ситуацию: «Лично для меня это не было неожиданностью. В 2018 году я был в Китае, и меня поразило, с  какой скоростью там появляются новые концертные залы, и в каждом этом зале – большой орган. У них даже идет соревнование, чтобы в следующем зале орган был хотя бы на один регистр больше. Эти органы в Китае строят самые лучшие европейские и американские фирмы. И если раньше органные классы были только в Пекине и Шанхае, то теперь они открылись и в ряде других консерваторий – благодаря тому, что появляются инструменты, на которых можно заниматься. Практически все педагоги прошли школу в Америке, в Германии, во Франции. Государство оплачивает студентам стажировки, они едут в ту же Германию, получают прекрасное образование на великолепных органах. Поэтому я совершенно не удивлен, что в Калининград приехала целая группа органистов из Китая. Понятно, что это группа неоднородная, но несколько продвинутых ребят произвели впечатление. А один очень достойный участник из Китая стал лауреатом».

Участники конкурса

В финал жюри пропустило по регламенту шесть конкурсантов – это студент Центральной консерватории Китая Сяофэн Хэ, студент Сорбоннского университета Жан Нувель-Алу, студентки Санкт-Петербургской консерватории Аида Глухова, Елена Малева и Мария Коронова (класс Даниэля Зарецкого) и пятнадцатилетняя московская школьница Ирина Крюкова (ДМШ имени Эдварда Грига). В финале конкурсанты по сложившейся традиции выступили на Большом органе Кафедрального собора. В этом туре конкурсанты должны были исполнить полноценную концертную программу, в которую входило одно обязательное сочинение – часть из органной симфонии Микаэла Таривердиева «Чернобыль», остальной репертуар – на выбор конкурсанта, но с жестким таймером – от 30 до 35 минут. Увы, многие финалисты регламент нарушали: программа Ирины Крюковой длилась почти час, у Марии Короновой, наоборот, выступление было короче.

Но нельзя было не почувствовать, как ярко звучал орган у молодых музыкантов в романтическом репертуаре: в Прелюдии и фуге на тему B-A-C-H Листа у Марии Короновой, в Фантазии и Фуге на тему хорала Ad nos, ad salutarem undam из оперы Дж. Мейербера «Пророк» у Жана Нувеля-Алу, в Органной симфонии №5 Видора у Сяофэн Хэ. Менее убедительными музыканты оказались в своей трактовке «Чернобыля» Таривердиева, вероятно, в силу возраста.

Мария Коронова: Орган – лучший выбор в моей жизни

По итогам приз за лучшее исполнение музыки Таривердиева получила Мария Коронова. Талантливой пятнадцатилетней Ирине Крюковой вручили премию Георгия Бооса «Надежда Отечества». Лауреатами  конкурса стали Мария Коронова (I премия), Сяофэн Хэ (II премия), Жан Нувель-Алу (III премия). Также все лауреаты получили призы от российских филармоний – ангажементы на концерты. Это означает, что в новом сезоне мы услышим их выступления в разных городах России.

В гостях у Вебера События

В гостях у Вебера

В «Новой Опере» представили концерт из сочинений немецкого композитора

Переходная зона События

Переходная зона

В Московской филармонии продолжается цикл «Весь Стравинский»

Сказка квартетных странствий События

Сказка квартетных странствий

Солисты OpensoundOrchestra сыграли первый концерт нового цикла

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича