Кадры музыки События

Кадры музыки

В подмосковном поселке Госфильмофонда «Белые Столбы» прошел XXII фестиваль архивного кино

Среди главных тем фестиваля, который показали также в кинотеатрах Москвы и Петербурга, – циклы «Пианино и пианисты» и «Шестидесятые». Находки в архивах мира, тематические циклы, реставрации старых лент… Событием стала премьера цветной реконструкции первого советского стереофильма «Концерт (Земля молодости)», это эффектно снятый в 1940 году сборник записей Веры Дуловой, Якова Флиера, солистки Большого театра Галины Немченко и других звезд филармонических залов и эстрады.

Программа студенческих работ интересна не только тем, что это дебюты будущих классиков, от Андрея Смирнова до Георгия Шенгелая, но и первые фильмы многих известных композиторов – от Алексея Рыбникова и Марка Минкова до Александра Зацепина и Геннадия Гладкова.

Роза Тамаркина. Кадр из киножурнала «Советское искусство», 1937, № 3

Отразилось на экране и заочное противостояние Гилельса и Рихтера: о Рихтере 61-минутную ленту снял Гунар Пиесис (1966), хронометраж картины Аркадия Цинемана о Гилельсе (1967) короче – 28 минут. Фильм Цинемана выглядит набором штампов, связанных с музыкой, сценарист Лев Безыменский решил не отягощать зрителя мыслями, ограничившись дежурными фразами. Интереснее высказывания самого Гилельса, например, что Прелюдия № 2 Шостаковича вызывает у него ассоциации с древнерусской архитектурой Пскова, но в целом это напоминает дежурный портрет ударника, когда не особенно важно, чем он занят. Фильм о Рихтере тоже далек от глубин, но здесь много приватных сьемок, в домашней обстановке – с друзьями у елки, на пикнике, с Ниной Дорлиак в Эрмитаже, показывают рихтеровскую коллекцию искусства, включая Фалька; о живописных опытах самого пианиста рассказывает занимавшаяся с ним художник Анна Трояновская. А главное – сцены в Тарусе, у строящейся дачи Рихтера, высокими окнами-бойницами напоминающей о крепости, стремящейся отгородиться от внешнего мира; вот где раздолье для психоаналитика.

Вера Дулова в стереофильме «Концерт “Земля молодости”» (1940)

Фильм начинается с восторженных цитат из западных газет. Советская публика испытала неудобство, раздражение вылилось в прессу, Рихтер оказался в эпицентре споров об аудитории искусства. В отклике на рецензию М. Бялика в «Советской культуре» от 18 января 1968 года рабочие обиделись на критика: тот считал, что фильм рассчитан «на интеллигентного зрителя», «который прежде всего настроен смотреть и слушать такого рода фильм, который умеет сопоставлять звучащее и зримое». Читатели спрашивали: «А как быть нам, рядовым зрителям, тем, которые не из интеллигенции, а, скажем, из рабочих?!» Комментарий к интервью Пиесиса той же «Советской культуре» 26 марта дала «Правда»: и фильм поверхностен, и высказывания режиссера недопустимы, например, что Рихтер любит выступать в небольших городах и «на слушателе неискушенном, неподготовленном проверять себя» (фраза и впрямь неудачна, хотя сама идея посмотреть, как музыку воспринимают люди, не страдающие болезненным меломанством, выглядит здраво).

Интересна и хроника 1930-х. Киножурнал «Советское искусство» рассказывал о международных конкурсах. В 1937 году лауреатов варшавского Конкурса имени Ф. Шопена представил Генрих Нейгауз – первую премию завоевал Яков Зак, есть и редкая сьемка одной из лучших пианисток 1940-х Розы Тамаркиной (1920–1950). Год спустя в пятом выпуске «Советского искусства» представили участников брюссельского Конкурса имени Э. Изаи, но о наградах не сообщали – видимо, не знали еще результатов, просто показали записи Эмиля Гилельса и Якова Флиера (получивших первую и третью премии соответственно), а также Исаака Михновского и Павла Серебрякова (работа режиссера-оператора Михаила Кауфмана стандартна, не сразу поверишь, что это брат Дзиги Вертова, снимавший «Человека с киноаппаратом»). Показали и фильм о Серебрякове (1969) – режиссер Людмила Станукинас сняла изобретательно, но это скорее импрессионистический портрет, чем визуализация диалога пианиста с музыкой.

Эффектнее «Блестящий вальс Шопена» (1936) французского мэтра Макса Офюльса, но здесь и герой – признанный мастер эффектов Александр Браиловский. Карьера киевлянина в Европе феерична и обратно пропорциональна его таланту исполнителя; Офюльс это, вероятно, понимал, его больше увлекли оптические и монтажные приемы. Зато немецкий фильм «Вибрирующая сталь, звучащее дерево» – о музыке в прямом смысле слова, о том, как рождаются фортепиано и звук. Но в 1936-м речь о фабрике и поэзии струн не могла закончиться без морали, она ожидаема: лучшие композиторы для немцев – немецкие, Гайдн, Моцарт и Лист. Так идеология в очередной раз пытается присвоить пространство культуры.

Схожий пример – фрейдистский по сюжету «Обломок империи» (1929) Фридриха Эрмлера. Реставрация картины, посвященной успехам социализма, шла семь лет. В считавшейся основной в мире копии Госфильмофонда не хватало самых известных кадров распятого Христа в противогазе. Образ, цитирующий графику Георга Гросса, был известен по фотографиям. Худрук фестиваля Петр Багров сравнил копии в девяти архивах, отобрал три самых полных и вместе с голландским музеем кино EYE и Фестивалем немого кино Сан-Франциско восстановил картину. На фестивале ее показали в сопровождении музыки Владимира Дешевова (1889–1955), исполненной на премьере 1929 года.

Дешевов учился в Царском Селе; в кругу его общения были Николай Гумилев и Николай Пунин. В 1920-е он сблизился с авангардом, им восхищался Дариюс Мийо (они переписывались), его балет «Красный вихрь (Большевики)» оформил Леонид Чупятов. 1929 год стал творческим апофеозом, кроме киномузыки Дешевов создал оперу «Лед и сталь»; после смерти его почти не исполняли, лишь недавно стали играть на фестивалях, «Лед и сталь» поставили в Германии.

Кадр из фильма «Играет Эмиль Гилельс» (1967)

С Дешевовым дружил Прокофьев, в его дневнике много записей вроде «Дешевов меня интересует как композитор; я слыхал несколько его вещей: это была еще необтесанная, но все же очень хорошая музыка» (1910); «Днем встретил в Консерватории Володю Дешевова, которого давно не видел. Куча нежностей… Я его очень люблю, он единственный, кому я предложил брудершафт», «я его всегда очень любил, но редко встречал» (1913). Прокофьев посвятил ему Скерцо, но, услышав Дешевова в 1927-м, заметил: «Если предварительно условиться, что он не метит в значительные композиторы, то его слушать очень приятно». Это справедливо и по отношению к музыке к «Обломку империи», здесь много цитат, от Первой симфонии Шостаковича и Четвертой Бетховена до «Завода» Мосолова. Два года назад ее исполняли в Мариинке, в другой редакции и с неполной копией фильма, с неверной скоростью – вместо 24 кадров в секунду немые картины принято показывать почти в полтора раза медленнее. Для «Белых Столбов» дирижер Симфонического оркестра Ленинградской области «Таврический» Михаил Голиков привел партитуру в порядок: сохранились лишь клавир и оркестровые голоса, и то не все, партитура создавалась из этих двух источников, где-то приходилось вносить изменения, опираясь на клавир, где-то наоборот, исходя из оркестровых партий. Исполнение с живой музыкой многое меняет в восприятии картины; так, реконструкция получилась двойной – изображение дополнилось и звуком, и утерянными кадрами.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории