Идея соединить музыку, проекцию живописных полотен и декламацию стихов не в первый раз посетила Юрия Башмета. Программы «Параллельные миры» стартовала в 2013-2014 годах – тогда звучали и «Остров мертвых» Рахманинова с параллельной проекцией одноименной картины Бёклина, «Музыка машин» Мосолова и Первая симфония Хренникова, а стихи Маяковского, Заболоцкого и Анненского читал Константин Хабенский.
Юрий Башмет и симфонический оркестр «Новая Россия»
Теперь создатели продвинулись вглубь XX столетия, вовлекая в орбиту замысла полотна Пластова, Юона, Петрова-Водкина, Дейнеки и других. Все изображения предоставил партнер программы – Государственный Русский музей в Петербурге. Живописные изображения сопровождали такие популярные в свое время сочинения, как эффектный Скрипичный концерт Кабалевского, невероятно романтичный Концерт для арфы с оркестром Глиэра (трудно поверить, что композитор написал его в 1938 году в разгар тоталитаризма в СССР), а также репертуарные Адажио из балета «Спартак» Хачатуряна и «Румбу» Свиридова из музыки к кинофильму «Время, вперед» (которую рожденные в СССР еще помнят как заставку к программе «Время»). Наряду с этим – Восьмая симфония Шостаковича, раритетная Симфония №2 «Родина» Гавриила Попова (жаль, что прозвучала только вторая часть) и первая часть Фортепианного концерта Готфрида Гасанова, основоположника дагестанской композиторской школы.
В «Параллельных мирах»-2019 за поэзию отвечала актриса Анна Ковальчук, хорошо известная и по ментовскому сериалу «Тайны следствия», и по фильму «Мастер и Маргарита», и по театральным работам (год назад она побывала на фестивале в Сочи, выступив в пьесе «Женитьба» по Гоголю в версии Бутусова). В эффектном костюме с блестящими пайетками она читала суровые строки Твардовского, Светлова, Ахматовой о новом социалистическом рае («Как памятники выжженных селений встают громады новых городов»), внося в них женский шарм и изрядную долю гламурности.
Анна Ковальчук
«Уровень музыки, живописи, поэзии, показанные сегодня, гораздо выше чем то, что предлагает современное искусство. Если не обращать внимание на идеологическую подложку, то качество этих произведений пока не перепрыгнуть, – прокомментировал режиссер этой программы Виктор Крамер. – Люди неожиданно получили возможность вернуться в прошлое, от которого мы смело открестились, при этом вычеркнув большое количество прекрасных произведений».
С этим утверждением не станем спорить: оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета достойно представил свою часть, вдохнув жизнь в запылившиеся на полках партитуры. Думается, программа всколыхнет новую волну интереса к этому пласту отечественной культуры. Но визуальный ряд оставил место для дискуссий. Конечно, название «Параллельные миры» дает простор для маневров режиссеру и даже формальное основание отбирать картины, соответствующие музыке только по хронологии создания. Но все же невольно ждешь, что видеоряд как-то войдет с ней в резонанс. Были явные удачи, когда, к примеру, под сладкие переборы арфы Валентины Борисовой на экране плыли фрагменты цветочных натюрмортов, футажная звездная пыль, поэтичные женские лица. Но когда под суровую, имитирующую народную протяжную песню тему из симфонии Попова нам демонстрируют полотна с бодрыми гимнастками и мускулистыми атлетами, то это вызывает вопросы…
И пусть в видеопроекции использованы самые современные мультимедийные возможности – виджинг, световые эффекты, 3D графика, но технологиям не стоит подменять смыслы.