Как и зачем говорить о музыке События

Как и зачем говорить о музыке

В Казанской консерватории состоялись лекции проекта «Школа культурной журналистики»

Этот образовательный проект, прошедший при поддержке Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов, стал частью XII Музыкального фестиваля «Денис Мацуев у друзей», организуемого Александром Сладковским и ГАСО РТ.

Основными участниками Школы стали начинающие музыковеды. Поэтому и программа была составлена с учетом того, где и как студенты профильных факультетов смогут в будущем себя применить. Это не только создание критических статей и рецензий, но и ведение концертов, образовательных лекций, работа в пресс-службах, теле- и радиожурналистами. Однако далеко не все дипломированные музыковеды умеют хорошо говорить – так обозначила распространенную проблему профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая. И как бы в подтверждение ее слов участницы семинара признались, что полугодовая лекционная практика у них ограничивается только теоретической программой. В своем выступлении Евгения Кривицкая привела наглядные примеры удачного «сопровождения» концертов, поделилась советами, как лучше выстроить публичное выступление в формате доклада на конференции, защиты диссертации, слова ведущего. Рассказала об интересном начинании в РАМ имени Гнесиных – проекте «Дебаты» молодого музыковеда и журналиста Яны Горелик.

В продолжение темы Дарья Ганиева, телевизионный журналист, корреспондент ВГТРК, автор документальных фильмов, провела тренинг по публичным выступлениям. Все началось с упражнений на технику речи, а закончилось импровизированным прямым включением перед камерой, в ходе которого каждый мог почувствовать себя как ведущим, так и респондентом. «Тренируйте самопрезентацию, это вам пригодится везде – в ситуациях, когда надо грамотно представить себя герою материала либо подать заявку на какой-нибудь форум Росмолодежи». Кстати, в этот день Дарья Ганиева получила престижную награду – «ТЭФИ-Капитал» в области тележурналистики.

Конечно, любой журналист перед интервью должен досконально изучить биографию своего героя и все, что писали о нем до этого, подчеркивает обозреватель «Радио России» Ольга Русанова. Она напомнила, что интервью бывают портретные и ситуативные, со вторыми журналисты встречаются чаще. Но даже в ходе общего пресс-подхода можно задать небанальный вопрос. Русанова также поделилась уникальными примерами интервью из своей практики, например, с президентом СССР Михаилом Горбачевым, который участвовал в записи произведения Прокофьева «Петя и волк», с Эльдаром Рязановым и другими медийными персонами.

 

«Как вы понимаете термин “концерт”? – задал провокационный вопрос Алексей Пилюгин, известный российский продюсер, организующий концерты и проекты Дениса Мацуева, ГАСО Республики Татарстан. – В менеджменте это прежде всего продукт, который необходимо успешно продать». По словам Пилюгина, сейчас многие проекты были перенесены в регионы, потому что в Москве их воплощать слишком дорого. Арендная плата в столице в профильных залах для госучреждений около 600 тыс руб. Для независимых организаторов от 600 и выше, выше, выше… И это лишь аренда. Учитывая тонкий рынок высокой музыки, субсидии для госучреждений и отсутствие таковых для других с такой ценой аренды, говорить о развитии предпринимательства в нашей сфере сложно, а для начинающих организаторов вряд ли возможно вообще. При этом работать приходится с крайне узкой аудиторией. Кроме того, столица пресыщена и любое новое начинание теряется и размывается, если только с него не свисают как гроздья титульные имена. А в регионах возможен смелый эксперимент за адекватные средства.

Алексей Пилюгин также поставил вопрос о необходимости создавать единое культурное пространство в России, что на данном этапе затруднено из-за неналаженной системы транспортного сообщения между регионами. Опытный антрепренер также поделился, как работает за границей институт приглашенных дирижеров и почему эту практику сложно воплотить в России.

В завершение интенсива состоялась импровизированная пресс-конференция Дениса Мацуева – наглядный практикум паблик-тока и интервью со звездой. Денис Мацуев впервые посетил Казанскую консерваторию, и это событие вызвало большой ажиотаж и наплыв не только музыковедов, но и пианистов – от мала до велика. «Сколько надо заниматься дома на рояле? – спросила юная кроха. – Я играю по шесть часов». «Больше двух не советую. Важно не сколько, а как заниматься», – ответствовал прославленный пианист. «Как вы справляетесь с выгоранием?» – спросила у народного артиста России одна из студенток. «В прошлом году я был на даче, и тут вижу, что у меня горит баня! – ответил Мацуев со свойственным ему чувством юмора. – Это единственное, что у меня выгорело. Выгорания от творчества я не испытывал никогда!»

Вечером на фестивале Денис Мацуев с феерическим качеством и мощнейшей энергетикой сыграл Второй концерт Прокофьева вместе с друзьями – Госоркестром Республики Татарстан, за пульт которого встал дирижер Алексей Рубин. Во втором отделении прозвучала философская симфоническая поэма «Так говорил Заратустра», где за восход солнца за органом в оркестре «отвечала» Евгения Кривицкая, а наглядный «мастер-класс» интересного комментария к программе представила ведущая радиостанции «Орфей» Ирина Тушинцева.

Вот так сюрприз! События

Вот так сюрприз!

В зале «Зарядье» представили постановку оперы «Евгений Онегин»

Магнетизм и цветение События

Магнетизм и цветение

О лауреатах конкурса композиторов Avanti

Так звучит народная душа События

Так звучит народная душа

III Уральский форум национальных оркестров России прошел в Екатеринбурге

Преображающая сила женской энергии События

Преображающая сила женской энергии

Премьеру оперы «Зори здесь тихие» показали в Чувашском театре «Волга Опера»