Как по нотам Внеклассное чтение

Как по нотам

«Какая замечательная скользкая дорога», – думала Оля. И специально шла неаккуратно, покачивалась из стороны в сторону. Один раз даже упала, но навыки, полученные в секции самбо, пришлись некстати: сгруппировалась, рука осталась цела, надежды на то, что урок отменится, рухнули.

Взяться за Олино музыкальное образование решили осенью, а с первым ноябрьским снегом она уже ходила на индивидуальные занятия по фортепиано к пожилой учительнице Бэлле Наумовне. Обычно Оля ждала ее у раздевалки, а потом они заглядывали в разные классы, пока не находили свободный. Другие учителя здоровались с ними и обменивались с Бэллой Наумовной парой фраз, поэтому поиски отнимали значительную часть урока. Оля не расстраивалась, а наоборот, с надеждой смотрела в каждый кабинет: вдруг там заболтают Бэллу Наумовну подольше?

Но двумя фразами перекидывались учителя или тремя, в два кабинета они заходили, прежде чем найти свободный инструмент, или в семь, все равно в итоге они садились за фортепиано, и Бэлла Наумовна спрашивала, учила ли Оля этюд.

– Ну так, немного, – врала она.

– Очень жаль, в наше время к учителям, к их просьбам относились иначе… А инструмент с дачи привезли?

– Почти.

– Это как «почти», на полпути бензин кончился?

– Нет, собирались привезти, но еще не успели.

– Эх, в наше время к учителям относились иначе, – повторяла Бэлла Наумовна, и взгляд ее странно перемещался из стороны в сторону. Оля замечала, что она стала все чаще водить глазами, как будто читает невидимый текст. – Для меня учитель был божеством! Однажды я увидела, как учительница выходит из кабинки туалета, и потом месяц не могла прийти в себя. Как? Неужели учителя тоже ходят в туалет!

Ноты Оля выучила, но читала их с запинками, а нотную тетрадь и вовсе использовала не по назначению. Однажды ей показалось, что забавно будет вести в ней дневник, перечеркивать пухлыми буквами пять тонких линий, совершать акт вандализма по отношению к музыке. Или, наоборот, акт наивысшего доверия. Однажды Оля представила, как кудрявый мальчик со скрипкой, тот, которого она часто видит в коридорах музыкальной школы, откроет эту тетрадь и начнет играть ее дневник, как если бы вместо букв были ноты.

– Так, открывай страницу двадцать три, – сказала Бэлла Наумовна, хотя на эту страницу они смотрели уже минут пять. Оля понимала: по-хорошему надо бы рассказать родителям, что у учительницы не все дома, но это ее как раз устраивало.

– В понедельник приходи пораньше, к двум, – сказала она Оле на прощание.

На этот раз Оле не пришлось, как обычно, ждать Бэллу Наумовну – она стояла у входа в нарядном костюме и с еще более странным выражением лица, чем обычно.

– Ну, как, готова? – спросила она Олю торжественно дребезжащим голосом.

– Ага, – ответила девочка, чувствуя подвох.

Они зашагали по длинному коридору мимо кабинетов, в которые обычно заглядывали, но вместо того, чтобы зайти в один из них, Бэлла Наумовна решительно распахнула дверь в актовый зал. Там Оля увидела детей лет шести-семи.

– К инструменту приглашается Аня Соколова, – торжественно объявила высокая худая учительница.

– Мою девочку следующей позови, пожалуйста, – громко прошептала ей на ухо Бэлла Наумовна. Худая учительница посмотрела на Бэллу Наумовну с сочувствием и раздражением, но видно было, что первое перевешивает.

Оля присела на крайний стул в первом ряду, остальные дети были ей по плечо. Видимо, экзамен в одном из младших классов, подумала она. Оле хотелось бежать, но от волнения мысли мешались, путались, наступали друг на друга, она не могла сосредоточиться и выстроить хоть ­какую-то цепочку действий. Поэтому Оля просто сидела и вертела головой из стороны в сторону. Возле нее оказался тот самый мальчик со скрипкой и маленькая девочка, похожая на Олю лет шесть назад. Девочка теребила волосы и оттягивала пальцами ткань белых колготок, из-за чего пару раз получала звонкие шлепки по рукам от учительницы. А Аня Соколова, между тем, продолжала играть, звуки наскакивали, набегали друг на друга, слипались в огромный временной ком, который неминуемо надвигался на Олю.

Словно из другой комнаты прозвучал голос Бэллы Наумовны: «К инструменту, к инструменту!»

Она послушно встала, пошатываясь, дошла до фортепиано и уселась на стул, оказавшийся слишком высоким. Оля в последний раз взглянула на Бэллу Наумовну, может быть, та поймет, что происходит ­что-то неправильное. Но ее взгляд снова бегал слева направо, читая ­что-то невидимое.

Оля посмотрела в ноты и начала нажимать клавиши, которые им соответствовали. Иногда ровно, иногда сбиваясь. Но соображать становилось все сложнее, и Оля решила играть приблизительно, но так, чтобы попадать в темп. Оказалось, что это гораздо проще, чем читать ноты, и она стала ловко передвигать пальцы по клавишам, с любопытством вслушиваясь в складывающуюся мелодию. В ­какой-то момент ноты перестали быть неподвижными, начали скакать по линеечкам вверх и вниз, а она пыталась поймать и раздавить их клавишами, как блох. Потом ноты расползлись по углам листа и уступили место буквам.

«Дорогой дневник, снова проспала школу. Мама купила мне первый мобильный, и я допоздна отправляла смс всем подряд. А еще вчера в Америке случился теракт, и мы весь вечер смотрели новости по телевизору. Надеюсь, классная не позвонит родителям. Завтра выходные, поеду на дачу, буду играть на расстроенном пианино. А потом вернусь в Москву, и случится этот экзамен. А потом Бэлла Наумовна совсем сбрендит, но другого учителя мне искать не станут. С музыкой я завяжу. Правда, в шестнадцать научусь играть на гитаре, чтобы произвести впечатление на Вадима. А потом его заберут в армию, но…»

– Так, Оленька, все, – худая учительница схватила ее за плечи и подняла со стула, рот ее был растянут в кривой улыбке, и она явно сдерживалась, чтобы не устроить скандал.

Оля встала и посмотрела в зал. Дети были молчаливые и испуганные, некоторые сидели с широко открытыми ртами, у маленькой девочки, тянувшей колготки, в глазах застыли слезы, и только мальчик, который занимался на скрипке, широко улыбнулся беззубым ртом и начал аплодировать, аплодисменты подхватила Бэлла Наумовна.

Групповой портрет в рамке воспоминаний Внеклассное чтение

Групповой портрет в рамке воспоминаний

О преподавателях кафедры фортепиано Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

Сколько было зайцев? Внеклассное чтение

Сколько было зайцев?

«Князь Игорь» Бородина как медицинская концепция

Жизнь артиста Внеклассное чтение

Жизнь артиста

Посвящение вагнеровским тенорам (окончание) Внеклассное чтение

Посвящение вагнеровским тенорам (окончание)