Как рокер проник в консерваторию События

Как рокер проник в консерваторию

В Рахманиновском зале в рамках проекта «Возрождение русской оперной классики» прозвучала опера «Рафаэль» Аренского

Исполнение стало очередной творческой удачей тандема Камерного оркестра МГК под управлением Феликса Коробова – музыкального руководителя проекта, и Камерного хора МГК, который возглавляет Александр Соловьёв.

Впрочем, слово «камерный» в названиях этих коллективов, скорее, метафора. Поскольку звучат они, если того требует партитура, симфонично, мощно. Музыка Аренского стилистически располагается где-то между Чайковским и молодым Рахманиновым, но Феликсу Коробову удалось наполнить эту музыку драматизмом, «укрупнить» чувственную линию, избавить от «водянистой» сентиментальности. С первых тактов увертюры темперамент дирижера «зажег» и музыкантов, и публику, и держал в напряженном внимании до последних тактов.

40-минутный «Рафаэль» вписывается в оперные тенденции конца XIX века, когда в России возник интерес к камерным форматам: после «Иоланты» Чайковского, идущей час, появляется одноактный «Алеко» Рахманинова, написанный за год до опуса Аренского. А спустя десятилетие – рахманиновские «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».

Для своей оперы Аренский сделал подзаголовок «музыкальные сцены из эпохи Возрождения», взяв за основу сюжета реальные факты из жизни художника Рафаэля – его страстную любовь к натурщице Маргерите Лути по прозвищу Форнарина. Была ли подлинной история с кардиналом Бибиеной, покровителем Рафаэля, который хотел женить его на своей родственнице и проклинал за связь с Форнариной, сказать сложно. Но пафос оперы о всепобеждающей силе искусства (в финале кардинал срывает чехол с картины и прощает Рафаэля, пораженной гениальностью его живописи) вполне вписывается в популярные представления об избранничестве творческой личности.

Анастасия Белукова, Чингис Аюшеев и Феликс Коробов

В отличие от версии, записанной радиостанции «Орфей», в этот раз центральную роль художника Рафаэля не стали отдавать меццо-сопрано, а поручили крепкому тенору Чингису Аюшееву. Конечно, с гендерной точки зрение логичнее и естественнее выглядели его объяснения в любви к прекрасной Форнарине – Анастасии Белуковой, которая во всех смыслах блистала в этой партии. Единственно, о чем сожалеешь в таких случаях, что певцы в концертных версиях «прикованы» к нотам и не могут актерски убедить слушателя в искренности своих чувств. Впрочем, Анастасия Белукова пыталась временами бросать «нежные взгляды» на своего партнера, с головой погруженного в партитуру. Тем сильнее получился контраст, когда в зале появился солист МАМТ Владимир Дмитрук в образе крутого рокера в цветных очках с гитарой. Он оттянул на себя внимание, хотя по замыслу Аренского его серенада ««Страстью и негою сердце трепещет» звучит «за сценой».

Владимир Дмитрук

Но придуманный с юмором проход по залу, эпатажный костюм, манера пения, пародирующая эстрадных звезд, и, конечно, абсолютная исполнительская свобода (артист пел наизусть) сделали его номер самым запоминающимся моментом вечера. Вполне убедительно выступил в партии Кардинала обладатель красивого баса Михаил Головушкин, хотя черно-красная цветовая гамма в его костюме более усилила бы пафос роли, чем серо-голубой смокинг с бабочкой.

Хор, эффектно расположившийся на балконах над сценой, ансамблево четко отзывался на импульсы дирижёра. В хоровых партиях много интересных моментов – есть и кантилена, и виртуозная скерцозность, в которой молодые певцы порадовали не только полнотой звучания, чистой интонацией, но и прекрасной дикцией. «Рафаэль» стал третьей частью проекта «Возрождение русской оперной классики» (автор – заведующая кафедрой русской музыки МГК, профессор Ирина Скворцова), куда вошли также «Орфей» Фомина и «Сын-соперник» Бортнянского. До этого оба коллектива также под управлением Феликса Коробова показали мировую премьеру оперы «Буря» Алябьева. Впору подумать о более активной антрепризной деятельности с накопленным оперным багажом: такие раритеты должны быть услышаны не только столичной публикой и заслуживают «прокатного удостоверения».

 

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»