Как вокалисту сделать качественную запись для конкурса? Презентации

Как вокалисту сделать качественную запись для конкурса?

Режиссер музыкального театра Дмитрий Отяковский с детства увлекается миром кино и звукозаписи. В начале двухтысячных он занимался концертной звукорежиссурой, тогда еще на аналоговой аппаратуре, постоянно закупал «железки, компрессоры», стремясь к совершенству результата. Позже, во время учебы в Санкт-Петербурге одновременно в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и на режиссерском факультете консерватории, он превращает свое хобби в профессию: записывает академических певцов, с чьей стороны есть всегда большой спрос на съемки для конкурсов. В 2017 году под его руководством появляется полноценная оперная киностудия для записи концертов и спектаклей с качественно сведенным звуком и видеоизображением с нескольких камер. У Дмитрия нет звукорежиссерского образования, все знания он получил эмпирическим путем. Но если немногочисленные профессионалы в этой области крайне редко раскрывают секреты, то Дмитрий Отяковский (ДО) согласился поделиться практическими советами с музыкальным критиком Сергеем Булановым (СБ).

СБ Дмитрий, наверняка немалый опыт записи певцов уже позволяет вам сформулировать несколько принципиальных моментов этого процесса.

ДО Академические певцы, записывающиеся в обычной студии с полной заглушкой и в наушниках, обычно чувствуют себя неуютно. Им обязательно нужно слышать отзвук зала. Поэтому в первую очередь важно подобрать правильное помещение, затем выбрать относительно отдаленную точку расположения микрофона. Если делать конкурсную запись, вполне подойдет звуковой рекордер начального уровня: Zoom H1, Zoom H5 или Zoom H4n. Их можно купить в пределах 30 тысяч рублей. Что касается видео, сегодня даже на айфоны можно снять 4K и HD. Если правильно выставить свет и позаботиться о качественном звуке – этого уровня будет достаточно. Правильная запись больше зависит от помещения, от звука рояля и от пения певца, чем от технической части.

СБ Как подобрать правильный зал для записи?

ДО Для конкурсной записи я советую выбирать камерные залы библиотек или музыкальных школ: как правило, в них есть акустическая картина, и это не церковь, в которой все расплывется. Если в одном и том же зале поставить три микрофона – в оркестровой яме, в центре зала и на балконе, – мы получим три разных микса. Понять, куда лучше поставить микрофон, можно только опытным путем, надо взять рекордер с наушниками и слушать. У профессиональных звукорежиссеров есть специальные программы, они ставят микрофоны в разных частях зала, потом запускают в колонки так называемый розовый шум, микрофон анализирует спектрограмму и уже под акустику автоматически подстраивает наиболее оптимальные настройки для конкретного помещения.

СБ Есть ли сегодня какие-то «проблемные» голоса для записи? Например, записывается певица с огромным голосом, и потом на записи кажется, что она форсирует.

ДО Современные качественные конденсаторные микрофоны не искажают звук и его частотные характеристики. Они дают результат, близкий к восприятию человеческого уха. Другой вопрос в том, что певцы зачастую удивляются, услышав свой голос в записи так, как он звучит для слушателя, – ведь они его слышат только «изнутри», а также в акустическом отзвуке. Именно поэтому для профессиональной записи классической музыки обычно используют две стереопары микрофонов: одну устанавливают поближе, чтобы снять «прямой звук», а вторую – на значительном расстоянии, чтобы записать отзвуки акустики зала.

СБ Раньше небольшие голоса на запись ложились лучше. Сегодня проблема записи разных голосов ушла?

ДО У первых пластинок был маленький динамический диапазон, они писались моно, и сама толщина дорожки не могла работать как компрессор, с помощью которого можно сделать тихие места громче и наоборот. Известна даже пластинка-убийца: в одном фрагменте записанной на нее симфонии громкость достигала такого пика, что игла соскакивала и портила оборудование.  Исходя из этого, небольшие голоса находились в более выгодной позиции.

СБ Кстати, о виниле. Адекватен ли сегодняшний культ пластинок?

ДО Новые пластинки обычно записываются сначала на цифру, потом просто переносятся на винил, и тогда пластинки не сильно отличаются от цифры. Людям дарит радость сам флер аналоговости, это как сходить в кинотеатр и посмотреть старую киноленту. Историческая звукозапись сохранила для нас на виниле голоса великих певцов, но сегодня нужно понимать, что цифровые возможности качеством винил превосходят. Меня всегда удивляет еще такой момент: многие певцы, послушав одно и то же произведение в разных вариантах, обычно слышат разницу интерпретаций, при этом мало кто понимает разницу в качестве звучания. Например, исполнители трепетно относятся к тончайшим нюансам вокала, но при этом буквально все, если хотят показать какую-то запись, включают mp3 ужасного качества через динамики телефона.

СБ По вашим ощущениям, процесс звукозаписи вокалистам легко дается или в основном они испытывают стресс?

ДО Каждый раз, когда певцы приходят записываться, даже народные артисты, они ужасно боятся камеры и микрофона: им кажется, что это «в вечность», и они сразу начинают хрипеть, сипеть, фальшивить, забывать текст. Причем тот же самый певец, если я записываю его в концерте, выдает в привычной для себя атмосфере качество с первого дубля. При этом если человек записывается регулярно, со временем волнение перед записью уходит.

СБ Дмитрий, я знаю, что опыт звукозаписи и многочисленных видеосъемок концертов и спектаклей сегодня помогает вам в работе над новаторским проектом «цифровая опера». Расскажите немного об этом.

ДО Изначально, поступая в консерваторию, я мечтал о возрождении жанра фильма-оперы. Мне хотелось бы сочетать режиссуру с современными возможностями кинематографии.

СБ Наверное, причина исчезновения жанра в том, что фильмы-оперы снимались под фонограмму?

ДО Не совсем так. «Евгений Онегин» в режиссуре Романа Тихомирова снимался под студийную запись, там даже в кадре играли драматические актеры, а не певцы. Но при этом есть гениальная «Тоска» 1992 года режиссера Брайана Ларджа, где одновременно снимали и записывали живой звук. Мне причины исчезновения жанра видятся в следующем: когда снимались знаменитые фильмы-оперы, главенствовала эстетика реализма. В качестве исключения недавно был снят фильм-опера Каспера Хольтена «Хуан» с Михаилом Петренко в роли Лепорелло, где язык современной режиссуры перенесен в кино. Мне хочется пойти дальше, например, использовать спецэффекты супергеройских фильмов. Допустим, представьте себе оперу «Садко» Римского-Корсакова, снятую с бюджетом «Звездных войн».

СБ То есть привнести в жанр оперы все то, что невозможно на театральной сцене?

ДО Да! Каким грандиозным может быть «Князь Игорь» Бородина с тысячами несущихся половецких воинов, или «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, снятая с размахом диснеевской сказки. Мне кажется, это было бы интересно.

СБ У вас ведь уже есть первые режиссерские проекты в жанре цифровой оперы.

ДО Когда началась пандемия, я подумал, что вполне можно организовать оперную постановку в цифровой реальности. Я связался с певцами из Германии, Италии, Франции: и каждый, сидя у себя дома,  записал свою партию в опере Кюи «Пир во время чумы». Наш проект посмотрело 140 тысяч человек, он получил Национальную оперную премию «Онегин» 2020 года. Второй проект мы снимали уже с бюджетом – оперу Рахманинова «Скупой рыцарь» сделали в стилистике компьютерной игры.

Цифровая опера не конкурирует с живым оперным жанром – это новое течение, которое позволит расширить оперный репертуар, исполнять малоизвестные и новые оперы, даст возможность широкому кругу зрителей познакомиться с самим понятием оперы. Мы можем охватить людей в городах, где нет оперных театров, куда даже гастроли не доезжают. Для цифровой оперы не нужно строить декорации и привозить певцов из разных стран. Мне хочется воплотить в цифровой опере один из путей обновления самого языка режиссуры оперного жанра, на котором мы говорим со зрителями. Мой любимый комментарий к «Скупому рыцарю»: «Я вообще не знаю, что тут происходит, но мне очень нравится».

Зенитные фонари над Московской филармонией Презентации

Зенитные фонари над Московской филармонией

Что таится за слоями краски на фасаде Зала Чайковского, рассказывает главный архитектор проекта реставрации

В стороне от банальностей мейнстрима Презентации

В стороне от банальностей мейнстрима

Французский звукозаписывающий лейбл Aparté был основан в 2008 году Николя Бартоломе.

Ода попечительству и благотворительности Презентации

Ода попечительству и благотворительности

Благотворительный фонд поддержки Уральского академического филармонического оркестра отметил свое 25-летие

Не на века, но на годы Презентации

Не на века, но на годы

В густонаселенном районе Зендлинг в Мюнхене, на берегу реки Изар появилась новая концертная площадка