Кальман-гала События

Кальман-гала

Кальман на сцене Большого театра

В России Имре Кальман – ​больше, чем композитор. На нашей земле он стал чуть ли не синонимом самого опереточного жанра. Если у нас попросить назвать оперетту, ответ будет однозначным: «Сильва»! И если просить назвать еще опереточного композитора, то назовут, скорее всего, Кальмана. Так уж повелось, что популярность этого венгерского музыканта затмила на Руси в ХХ веке славу Оффенбаха, Штрауса и Легара.

Причин популярности оперетт Кальмана несколько. Прежде всего, это неиссякаемая пленительная красота его музыки. Вспоенные букетом австрийско-венгерско-славянского песенного и танцевального мелоса, окружавшего композитора с юных лет, чарующие мелодии арий, дуэтов и ансамблей, зажигательные ритмы чардаша и меланхолические вальсы проникают в самую душу. А если прибавить тематику оперетт Кальмана –  лирических, подчас сентиментальных, а еще зачастую поднимающих мотивы социального неравенства, но при этом всегда жизнерадостных и оптимистичных, то понятен горячий прием публики.

Существенно потесненная в последнее время своим молодым собратом –  мюзиклом, свои позиции оперетта сохранила, главным образом, в Венгрии, Австрии и у нас в России. Причем не будет преувеличением отметить, что у нас спектакли оперетты ставятся заметно чаще, чем в названных странах. При всем при том до сегодняшнего дня в кругах музыкальной критики, ученых-музыковедов и рецензентов не перестают слышаться суждения об оперетте, как об искусстве «второго сорта», чем-то примитивном и отсталом от реалий современной действительности.

Между тем простодушная и «легкомысленная» оперетта продолжает существовать и неизменно радовать своих зрителей и слушателей. Все новые кадры молодых исполнителей пополняют театральные труппы, «география» новых постановок музыкальных спектаклей неуклонно расширяется, включая всё новые сценические площадки. И вот знаменательное событие: масштабный концерт «Кальман-гала» состоялся на Исторической сцене Большого театра!

То, что опереточная музыка, наконец, впервые прозвучала на главной сцене России, имеет символическое значение, что подчеркивали выступавшие на пресс-конференции в ТАСС накануне концерта его организаторы и участники. Спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству Михаил Швыдкой рассказал о давних российско-венгерских культурных связях, об интересе вдовы композитора Веры Макинской-Кальман к постановкам его оперетт в России. Посол Венгрии в Российской Федерации господин Норберт Конкой приветствовал предстоящий концерт «Кальман-гала» как удачную и своевременную акцию культурного сотрудничества двух стран. Музыкальный руководитель представления известный дирижер Михаил Юровский поделился своими давними симпатиями к творчеству Имре Кальмана.

Собравшиеся тепло встретили приехавшую на этот концерт в Москву дочь Кальмана Ивонну. Она не впервые в России; несмотря на свой солидный возраст Ивонна, по ее словам, ездит по миру и старается пропагандировать творчество своего отца.

«Кальман-гала» оказался, как и следует из названия, масштабным и не по опереточному солидным представлением. Музыку великого композитора исполнили симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и большая группа русских и венгерских артистов.

Открылся концерт увертюрой к оперетте «Графиня Марица», в которой, как в квинтэссенции, заключена прелесть музыки Кальмана: красота напевной лирической мелодии, упругий ритм чардаша –  этой визитной карточки композитора, ликующая жизнерадостность коды. Увертюра «Марицы» –точное повторение выходной арии заглавной героини, и она была исполнена молодой певицей Еленой Гусевой, удачно справившейся с вокальными трудностями, не уступающими иной оперной арии.

Продолжили путешествие по страницам любимых кальмановских оперетт венгерские гости Андреа Рошт и Андреас Шагер, исполнившие дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты «Королева чардаша». Не могли постановщики концерта обойти и одну из самых популярных арий мужского опереточного репертуара –  Мистера Х из «Принцессы цирка». Ее спел артист Анатолий Фоканов. Знаменитый дуэт из «Сильвы» –  «Помнишь ли ты?» исполнили Елена Гусева и Алексей Неклюдов.

Удачно в программу концерта были включены симфонические произведения сокурсников Кальмана по Будапештской консерватории выдающихся композиторов Белы Бартока и Золтана Кодаи. В первом отделении Рапсодию № 1 исполнил с оркестром скрипач Криштоф Барати, а сопроводила его танцевальную часть небольшая группа балета неизвестного происхождения (в программке упомянули только хореографа –  Марианну Венекей). Эти же танцовщики своим исполнением удачно дополнили «Чардаш» из оперетты «Дьявольский наездник», исполненный симфоническим оркестром. Венгры Гергей Бончер и Андреас Шагер снискали горячие аплодисменты зала: первый –  за арию Раджами из оперетты «Баядера», а его коллега –  за песню Тассило из «Марицы». Не слишком удачным –  как вокально, так и актерски –  следует признать исполнение терцета Сильвы, Бони и Ферри «интернациональным» трио Андреа Рошт –  Анатолий Фоканов –  Гергей Бончер.

Каскад шлягеров из самых популярных и любимых оперетт Кальмана продолжился во втором отделении, несколько более динамичном, чем первое. Арии Сильвы, Тассило, песенка Бони с балетными девочками, зажигательные дуэты и терцеты в исполнении уже упомянутых солистов, равно как и симфоническое Интермеццо из оперы Золтана Кодаи «Хари Янош», подняли «температуру» зрительного зала. Этому способствовала и скрипачка Лидия Байч, прекрасно исполнившая с оркестром фантазию на темы оперетты «Цыган-премьер». Продолжительное представление закончилось исполнением известного номера из «Марицы» «Поедем в Вараздин» всеми участниками концерта.

Вышедшая на сцену дочь великого композитора, «императора оперетты», как его называли в Вене, Ивонна Кальман горячо благодарила организаторов этого вечера, Министерства культуры двух стран, Росконцерт и Большой театр за этот праздник музыки на славной сцене.

Понимая значение концерта «Кальман-гала» как большого и важного для самого опереточного жанра культурного события, нельзя умолчать и о некоторых просчетах представления. Нельзя признать удачным выбор не названного в программе ведущего концерта. Он явно не профессионал, держался развязно, примитивные фразы читал по бумажке. Режиссер был назван –  Чаба Каэль –  но его присутствия в концерте не ощущалось; он, генеральный директор будапештского полифункционального Дворца искусств «Мюпа», проявил себя разве что проекцией портретов Кальмана на экран. Могло быть поярче и оформление сцены, мрачноватое и темное, не в духе творчества композитора.

Но самый заметный просчет –  уровень вокалистов, голоса многих из них попросту потерялись в объеме громадного зрительного зала. Странно, почему устроители ответственного концерта не обратились к артистам Московского театра оперетты, мастерам жанра, обладающим голосами оперного масштаба. Отмеченные моменты, по-видимому, отчасти вызванные ограниченным временем подготовки концерта, не отменяют большого значения проведения «Кальман-гала» на Исторической сцене Большого театра. Дорожка проторена, может быть, теперь можно помечтать, что на этой славной сцене появится и спектакль классической оперетты, как это давно делают крупнейшие оперные театры мира?..