Кальман-гала События

Кальман-гала

Кальман на сцене Большого театра

В России Имре Кальман – ​больше, чем композитор. На нашей земле он стал чуть ли не синонимом самого опереточного жанра. Если у нас попросить назвать оперетту, ответ будет однозначным: «Сильва»! И если просить назвать еще опереточного композитора, то назовут, скорее всего, Кальмана. Так уж повелось, что популярность этого венгерского музыканта затмила на Руси в ХХ веке славу Оффенбаха, Штрауса и Легара.

Причин популярности оперетт Кальмана несколько. Прежде всего, это неиссякаемая пленительная красота его музыки. Вспоенные букетом австрийско-венгерско-славянского песенного и танцевального мелоса, окружавшего композитора с юных лет, чарующие мелодии арий, дуэтов и ансамблей, зажигательные ритмы чардаша и меланхолические вальсы проникают в самую душу. А если прибавить тематику оперетт Кальмана –  лирических, подчас сентиментальных, а еще зачастую поднимающих мотивы социального неравенства, но при этом всегда жизнерадостных и оптимистичных, то понятен горячий прием публики.

Существенно потесненная в последнее время своим молодым собратом –  мюзиклом, свои позиции оперетта сохранила, главным образом, в Венгрии, Австрии и у нас в России. Причем не будет преувеличением отметить, что у нас спектакли оперетты ставятся заметно чаще, чем в названных странах. При всем при том до сегодняшнего дня в кругах музыкальной критики, ученых-музыковедов и рецензентов не перестают слышаться суждения об оперетте, как об искусстве «второго сорта», чем-то примитивном и отсталом от реалий современной действительности.

Между тем простодушная и «легкомысленная» оперетта продолжает существовать и неизменно радовать своих зрителей и слушателей. Все новые кадры молодых исполнителей пополняют театральные труппы, «география» новых постановок музыкальных спектаклей неуклонно расширяется, включая всё новые сценические площадки. И вот знаменательное событие: масштабный концерт «Кальман-гала» состоялся на Исторической сцене Большого театра!

То, что опереточная музыка, наконец, впервые прозвучала на главной сцене России, имеет символическое значение, что подчеркивали выступавшие на пресс-конференции в ТАСС накануне концерта его организаторы и участники. Спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству Михаил Швыдкой рассказал о давних российско-венгерских культурных связях, об интересе вдовы композитора Веры Макинской-Кальман к постановкам его оперетт в России. Посол Венгрии в Российской Федерации господин Норберт Конкой приветствовал предстоящий концерт «Кальман-гала» как удачную и своевременную акцию культурного сотрудничества двух стран. Музыкальный руководитель представления известный дирижер Михаил Юровский поделился своими давними симпатиями к творчеству Имре Кальмана.

Собравшиеся тепло встретили приехавшую на этот концерт в Москву дочь Кальмана Ивонну. Она не впервые в России; несмотря на свой солидный возраст Ивонна, по ее словам, ездит по миру и старается пропагандировать творчество своего отца.

«Кальман-гала» оказался, как и следует из названия, масштабным и не по опереточному солидным представлением. Музыку великого композитора исполнили симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и большая группа русских и венгерских артистов.

Открылся концерт увертюрой к оперетте «Графиня Марица», в которой, как в квинтэссенции, заключена прелесть музыки Кальмана: красота напевной лирической мелодии, упругий ритм чардаша –  этой визитной карточки композитора, ликующая жизнерадостность коды. Увертюра «Марицы» –точное повторение выходной арии заглавной героини, и она была исполнена молодой певицей Еленой Гусевой, удачно справившейся с вокальными трудностями, не уступающими иной оперной арии.

Продолжили путешествие по страницам любимых кальмановских оперетт венгерские гости Андреа Рошт и Андреас Шагер, исполнившие дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты «Королева чардаша». Не могли постановщики концерта обойти и одну из самых популярных арий мужского опереточного репертуара –  Мистера Х из «Принцессы цирка». Ее спел артист Анатолий Фоканов. Знаменитый дуэт из «Сильвы» –  «Помнишь ли ты?» исполнили Елена Гусева и Алексей Неклюдов.

Удачно в программу концерта были включены симфонические произведения сокурсников Кальмана по Будапештской консерватории выдающихся композиторов Белы Бартока и Золтана Кодаи. В первом отделении Рапсодию № 1 исполнил с оркестром скрипач Криштоф Барати, а сопроводила его танцевальную часть небольшая группа балета неизвестного происхождения (в программке упомянули только хореографа –  Марианну Венекей). Эти же танцовщики своим исполнением удачно дополнили «Чардаш» из оперетты «Дьявольский наездник», исполненный симфоническим оркестром. Венгры Гергей Бончер и Андреас Шагер снискали горячие аплодисменты зала: первый –  за арию Раджами из оперетты «Баядера», а его коллега –  за песню Тассило из «Марицы». Не слишком удачным –  как вокально, так и актерски –  следует признать исполнение терцета Сильвы, Бони и Ферри «интернациональным» трио Андреа Рошт –  Анатолий Фоканов –  Гергей Бончер.

Каскад шлягеров из самых популярных и любимых оперетт Кальмана продолжился во втором отделении, несколько более динамичном, чем первое. Арии Сильвы, Тассило, песенка Бони с балетными девочками, зажигательные дуэты и терцеты в исполнении уже упомянутых солистов, равно как и симфоническое Интермеццо из оперы Золтана Кодаи «Хари Янош», подняли «температуру» зрительного зала. Этому способствовала и скрипачка Лидия Байч, прекрасно исполнившая с оркестром фантазию на темы оперетты «Цыган-премьер». Продолжительное представление закончилось исполнением известного номера из «Марицы» «Поедем в Вараздин» всеми участниками концерта.

Вышедшая на сцену дочь великого композитора, «императора оперетты», как его называли в Вене, Ивонна Кальман горячо благодарила организаторов этого вечера, Министерства культуры двух стран, Росконцерт и Большой театр за этот праздник музыки на славной сцене.

Понимая значение концерта «Кальман-гала» как большого и важного для самого опереточного жанра культурного события, нельзя умолчать и о некоторых просчетах представления. Нельзя признать удачным выбор не названного в программе ведущего концерта. Он явно не профессионал, держался развязно, примитивные фразы читал по бумажке. Режиссер был назван –  Чаба Каэль –  но его присутствия в концерте не ощущалось; он, генеральный директор будапештского полифункционального Дворца искусств «Мюпа», проявил себя разве что проекцией портретов Кальмана на экран. Могло быть поярче и оформление сцены, мрачноватое и темное, не в духе творчества композитора.

Но самый заметный просчет –  уровень вокалистов, голоса многих из них попросту потерялись в объеме громадного зрительного зала. Странно, почему устроители ответственного концерта не обратились к артистам Московского театра оперетты, мастерам жанра, обладающим голосами оперного масштаба. Отмеченные моменты, по-видимому, отчасти вызванные ограниченным временем подготовки концерта, не отменяют большого значения проведения «Кальман-гала» на Исторической сцене Большого театра. Дорожка проторена, может быть, теперь можно помечтать, что на этой славной сцене появится и спектакль классической оперетты, как это давно делают крупнейшие оперные театры мира?..

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону