«Осень – хорошее время, если вы композитор», – нечаянно перефразировалась известная строка из стихотворения Иосифа Бродского, когда в уже поздний час я покидала уютные стены Танеевского корпуса консерватории. «Московская осень» – один из пиков музыкального года, особенно для тех, кто, не довольствуясь испытанным набором репертуарных шедевров, ищет новизну чувств и впечатлений в творчестве наших современников.
Особое место в рамках форума занимает выступление Камерного хора Московской консерватории под руководством профессора Александра Соловьёва. Это не просто прославленный коллектив, а особый культурный феномен – своего рода творческое сообщество. Крепкая дружба связывает исполнителей со множеством композиторов России. Уникальное звучание хора, его филигранное мастерство вдохновляют на творчество, подсказывают музыкальные идеи, а иногда помогают и с выбором тем.
Все это хорошо известно, и тем не менее внушительный список композиторских имен в программе концерта поражал – более двадцати фамилий! Открывал вечер «Гимн граду Туле» одного из давних друзей Камерного хора Родиона Щедрина. Первое исполнение этого сочинения в Москве в версии для хора и органа было приурочено к 90-летию выдающегося композитора. Торжественное, даже помпезное звучание этой аранжировки было уместным, как и миниатюра Владислава Шевченко «Поклон» – приношение основателю коллектива народному артисту России Борису Тевлину, исполненное уже во втором отделении.
Данью памяти стали и некоторые другие концертные номера. К юбилею Давида Кривицкого (которому в этом году исполнилось бы 85 лет) в начале первого отделения явилась «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…») – один из десяти хоров на стихи Анны Ахматовой, составляющих цикл «Мне зрительницей быть не удавалось». Помимо всего прочего, это произведение служило замечательной презентацией четвертого сборника серии «Репертуар хормейстера XXI века». Выпущенный в свет издательством «Композитор», он целиком посвящен хоровому творчеству Кривицкого, открывая широкие перспективы для его изучения – в классах по дирижированию, чтению хоровых партитур, в музыковедческих исследованиях.
Слушая это сочинение, я думала о том, насколько необходимо сегодня возвращать долги нашему недавнему прошлому. Наследие мастера велико, а его музыка представлена в концертных программах недостаточно. В ряду исполненных премьер «Муза» нисколько не терялась. Напротив, авторам младшего поколения стоит поучиться чуткому отношению к поэтическому тексту, фирменному свойству творчества их коллеги: исполняя сложную декламационную партию, хор комментировал появление незримой Музы, а милая группа сопрано своими глиссандирующими интонациями словно приветствовала гостью – ее присутствие в зале было буквально ощутимым!..
На фоне многочисленных премьер присутствие в программе первого отделения сочинений таких мэтров композиторского цеха, как Валерий Кикта, Юрий Евграфов, Александр Клевицкий, Ефрем Подгайц, порадовало и в полной мере себя оправдало – лишний раз слушатели могли убедиться в том, что годы не властны над Божьим даром, а истинный талант не увядает. Словно подчеркивая эту мысль, концерт завершала популярнейшая песня Марка Фрадкина «А годы летят!..» в мастерской обработке Алексея Лёвина – пожелаем нашим старейшинам бодрости и творческого долголетия! Хорошо вписались в программу и сочинения духовной тематики: «Сия глаголет Господь» Игоря Корнелюка, «Свете тихий» Олеси Евстратовой, «Молитва» Эльмира Низамова вносили покой и умиротворение.
Обращало на себя внимание, что многие авторы, в том числе молодые, взялись за интерпретацию текстов поэтов-классиков – и русского, и советского периодов: «Ода в честь Петра Великого» Петра Корягина (слова Петра Вяземского), «Ангел» Сергея Мовчана (слова Ивана Бунина), «Всегда найдется женская рука» Эдуарда Фертельмейстера (слова Евгения Евтушенко), «Почему?» Елизаветы Маримон (слова Андрея Вознесенского), «Спасибо за то, что ты есть» Сергея Екимова (слова Андрея Дементьева). Запомнился финал первого отделения: упомянутое произведение Петра Корягина «раздалось» поистине эпично. Внушительный состав и несколько экспериментальный «микст»: орган (по сложившейся традиции концертов Камерного хора за пультом королевского инструмента была Евгения Кривицкая), валторна, литавры (Марат Баймухаметов). В совместном звучании с хором музыка «Оды» заполнила собой все пространство, без остатка. И Малого зала им было мало! Валторна Александра Болдыря прекрасно влилась в мощную хоровую массу, инструмент воспринимался как полноценный участник вокального коллектива.
Еще одно выделяющееся из общего ряда сочинение также не обошлось без участия клавишно-духового инструмента. В композиции Дмитрия Дианова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» на слова Михаила Ломоносова суровый и мрачный инструмент заиграл новыми, в чем-то неожиданными красками (что, конечно, неудивительно, поскольку Дмитрий Валентинович преподает в консерватории класс органа и, как немногие, знает его скрытые возможности). При всем мастерстве хорового письма внимание приковывала именно инструментальная тема – сквозная, зыбко-вяжущая, по-своему волшебная; тонко и с большим проникновением в замысел автора ее вела Евгения Кривицкая.
Дмитрий Онищенко сочинил целый концерт для хора и фортепиано и даже поучаствовал в его исполнении как пианист. В чем-то, но отнюдь не в ущерб оригинальности, он пошел по стопам своего предшественника, большого мастера полистилистических коллажей Альфреда Шнитке. Будем надеяться, что автор когда-нибудь раскроет секрет своего сочинения и расскажет, как ему удалось создать такие будто бы до боли знакомые музыкальные темы, что появляются время от времени у фортепиано. При этом художественный итог вряд ли можно понять как состязание между певцами и пианистом: партия облигатного инструмента местами напоминала каденции, но звучала в основном лишь фоном массивной хоровой фактуре.
Завершающим аккордом всего вечера стала премьера патриотического диптиха: «Русскому солдату» Алины Небыковой на слова Ольги Фоминых и «Победа» Владимира Синенко на слова Нины Гречухиной. Уже не в первый раз в этом концертном сезоне Камерный хор заявляет свою патриотическую государственническую позицию. Доступность этих авторских мелодий публика оценила долгой овацией.
Пора, однако, отдать должное и подлинным героям вечера. Каменной выдержке Камерного хора можно только позавидовать. Находиться на сцене более двух с половиной часов и с такой отдачей отрабатывать концертную программу по силам лишь немногим коллективам. В огромной мере это заслуга Александра Соловьёва. Его профессиональная требовательность, идеи и творческие амбиции доходят до каждого музыканта. Особенно отмечу хрупкую женскую половину хора, которая мужественно справлялась со всеми трудностями; концентрация энергии была такова, что одна из исполнительниц физически не смогла устоять на ногах…
Нежное, сильное и проникновенное сопрано Марии Челмакиной укутывало слушателей. Легкое и невесомое сопрано Татьяны Николаевой добавляло скерцозный оттенок во всех ее партиях. Лирический, мягкий, но одновременно крепкий тенор Даниил Захватошин очаровывал своим чувственным исполнением. Будучи сильным лидером, Александр Соловьёв дает дорогу молодым. 21 ноября в Малом зале мы увидели новое поколение хормейстеров Камерного хора: Алексея Лёвина, Максима Пимонихина, Марию Челмакину, Тараса Ясенкова. Пусть годы этого талантливого поколения летят легко и быстро – к творческому расцвету в мирные времена.