Примерно два года назад автор этой рецензии вместе с коллегой по программе «Melody P. M.» Никитой Горковенко искал гостей для очередного эфира и случайно наткнулся в SoundCloud на фортепианные зарисовки молодого музыканта Капитона Неклюдова, а позже – на его альбом «Y». Уже во время программы оказалось, что Капитон организовывает российскую версию Piano Day (в 2015 году немецкий композитор Нильс Фрам придумал новую традицию – проводить тематические концерты в 88-й день года, по количеству фортепианных клавиш). После эфира на Неклюдова обратили внимание люди из Пушкинского музея и предложили написать музыку для благотворительного проекта. Весной 2019-го Капитон выпустил на стриминговых площадках новый 6-трековый EP «Circles».
«Сircles», как и альбом «Y», сделан в формате «фортепианного сета», когда каждый трек мелодически связан со следующим, а последний с первым. Таким образом, EP можно слушать по кругу, начиная с любого из шести треков или воспринимать как единое музыкальное полотно. Также на новом EP есть так называемые «цветные этюды». Вот что об этом говорит сам музыкант: «В альбоме “Y” зародилась традиция “цветных этюдов”. С тех пор вышли оранжевый, бурый, белый, серый и красный – по спецпроекту для Пушкинского музея. Причем этюдами я их называю не оттого, что они направлены на техничное исполнение, как это у музыкантов принято. Они больше похожи на этюды изобразительного искусства – наброски и паттерны, заключенные в некую форму. Именно поэтому все сеты на концертах строятся вокруг этих этюдов. Так собирать новые сеты удобнее, а слушать – интереснее: каждый может раскрываться разными красками. Кстати, цвет этюдов тоже происходит от изобразительной ассоциации, здесь вроде все логично. Так, например, оранжевый вызван ассоциацией с осенней пасмурной погодой и моим любимым месяцем – октябрем. А бурый олицетворяет кору дерева, изначально это одна из тем для спектакля “Жизнь моя – кинематограф”, написанная специально под стих Григория Поженяна “Я такое дерево…”»
При прослушивании создается эффект «полного присутствия», вплоть до физически ощущаемого шороха нажимаемых клавиш. И это не случайно, в основе звука «Circles» использован прием фетрового полотна, когда кусок ткани подкладывается между молоточками и струнами пианино.
В завершение я хочу привести еще одну цитату Капитона Неклюдова, на этот раз о смысле, который он вкладывал в свой новый маленький шедевр: «Так сложилось, что я не вкладываю в свои пьесы конкретные образы или эмоциональный подтекст. Я пишу музыку, которую мне интересно играть, рассматривая ее в виде собственных рук над клавиатурой. Все чувства и эмоции рождаются в головах слушателей, и в этом как раз заключается вся прелесть явления музыки – ее начинает человек за инструментом и завершает своим уникальным образом слушатель. Поэтому я не могу однозначно сказать – о чем же этот альбом: о любви, меланхолии или становлении человека как личности. Этот выбор остается за вами. Я знаю, что подавляющее большинство людей живет в ритме 5/2 и изощряется в способах успокоения души. Мне хотелось бы, чтобы эта музыка могла иногда скрашивать ваши вечера».