Кармен путешествует в Сочи События

Кармен путешествует в Сочи

В Парке науки и искусства «Сириус» завершился фестиваль Sirius Dance Days, задуманный Светланой Захаровой как диалог классического танца и современной хореографии

Известная сатирическая цитата про область балета, где «мы впереди планеты всей», во многом соответствует истине, но прежде всего – в ракурсе академического танца. С современной хореографией ситуация несколько иная: зарубежные школы конкурируют с отечественными мастерами как минимум на равных. Достигнуть лидирующих позиций и здесь – задача амбициозная, но выполнимая, особенно если за нее берется такая звезда русского балета, как Светлана Захарова: современная хореография всегда была в фокусе внимания прославленной примы.

Парк науки и искусства «Сириус», избранный местом проведения фестиваля, как нельзя лучше отвечает концепции хореографического праздника. «Сириус» – это новейший творческий комплекс, место передовое, устремленное в будущее и ориентирующееся на юное поколение креативной элиты страны. В то же время весь авангардный антураж сочетается с консервативным фундаментом, особенно в сфере искусств: в безусловном приоритете здесь классическое в самом высоком смысле этого слова. Так и Sirius Dance Days стал опытом соединения вечно актуальной традиции и устремленной вперед современности; два полюса хореографии мыслятся Светланой Захаровой не как противоположности, а как дополняющее друг друга целое. Не менее важный аспект – открытый при Лицее «Сириус» Центр танца Светланы Захаровой. Его юные воспитанники и воспитанницы стали, наверное, самыми преданными и заинтересованными зрителями фестиваля: пожалуй, уже только ради них стоило задумывать все мероприятие.

Светлана Захарова: Все просто – ​либо зритель хочет увидеть спектакль еще раз, либо нет

На Sirius Dance Days были приглашены три хореографических коллектива, каждый из которых представил двухчастную программу: первое отделение включало развернутую постановку, а второе представляло из себя дивертисмент лучших номеров артистов.  Открывал фестиваль молодой и энергичный «Урал Опера Балет». Антон Пимонов привез из Екатеринбурга один из ярких и наиболее успешных своих проектов – спектакль Brahms Party на музыку вокальных опусов Иоганнеса Брамса. На сцене только мужской кордебалет, одетый по спортивной моде тридцатых годов: демонстрируется полное драйва действо, разворачивающееся вокруг образов юности, весны, силы и азарта. Сюжетного нарратива здесь скорее нет, важнее общее настроение и смысловая игра разных символов. Второе отделение также эксклюзивно представляло современную хореографию: здесь были и рискованный в своей чувственности номер на музыку православных песнопений, и изысканная античная фантазия под звуки «Дельфийских танцовщиц» Дебюсси, и яркая сценка в стиле Чарли Чаплина. В целом вечер наглядно продемонстрировал, что уральский балет сейчас один из лидеров contemporary dance в нашей стране.

Второй вечер фестиваля был отдан балету Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Художественный руководитель балетной труппы Максим Севагин (один из самых молодых балетмейстеров, когда-либо занимавших в нашей стране подобный пост) показал на берегу Черного моря балет «Блум» на музыку Антонина Дворжака. Он очевидно перекликался своими образами вечной цветущей весны с уральским Brahms Party, но стилистически воспринимался более коллажным, с явными цитатами и отсылками к спектаклям таких прославленных хореографов, как, например, Баланчин. Второе отделение стало смотром лучших номеров из спектаклей театра, с акцентом на классический, проверенный временем репертуар.

Кульминацией фестиваля стал третий вечер, подаривший гостям легендарный балет Большого. Сама Светлана Захарова блистала в этот день в главной партии «Кармен-сюиты» Альберто Алонсо. Безусловно, в сознании отечественных меломанов постановка и по сей день прочно ассоциируется с Майей Плисецкой, хотя в долгосрочной перспективе она стала коронной для нескольких звезд русского балета. Однако именно Захарова получила своеобразное «благословение» на роль от Кармен–Плисецкой и таким образом стала словно «первой среди равных». Вероятно, томная атмосфера весеннего взморья придала особую терпкость восприятию этой вечной истории про любовь и ревность. Что же касается дивертисмента – он едва ли нуждается в комментариях. Большой балет – это по-прежнему «наше все»…

В духе актуальных тенденций фестиваль сопровождался насыщенной информационной программой. Впечатлили лекции историка балета Алексея Исайчева, преподающего эту дисциплину в МГАХ. Искусствовед артистично, но фундаментально смог за ограниченное время дать исчерпывающий экскурс в историю мирового и отечественного балета; важно и то, что подача материала была в равной степени ориентирована и на любителей, и на искушенных знатоков. Большой ажиотаж вызвала и творческая встреча со Светланой Захаровой. Прима-балерина поделилась опытом своей жизни и рассказала о работе над ключевыми ролями; балет для нее не только многочасовая «вахта» у станка, но и подлинно философское действо, раскрывающее через образы героев фундаментальные идеи в чем-то намного тоньше, чем традиционный драматический театр.

У Sirius Dance Days амбициозные планы на будущее, связанные с завершением строительства Концертно-театрального комплекса, едва ли не самого технически оснащенного в нашей стране. Пока же фестиваль вынужденно использовал сцену, где невозможно было разместить оркестр (отсюда – фонограммы на протяжении всех вечеров) и затруднена работа с декорациями и светом. Отсюда – предвкушение чуда последующих хореографических праздников, для которых в «Сириусе», можно быть уверенным, создадут все условия. Море, солнце, весна, танец – все вместе кажется рецептом потрясающего коктейля, от которого не откажется даже самый стойкий аскет.

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»