Каждому по сердцу События

Каждому по сердцу

В Петербурге прошел XXI фестиваль современного танца Open Look

Хрупкая японка раздавала всем зрителям по сердцу. Это были не те сердечки, что рисуют на валентинках, а вполне убедительные модели человеческого органа, только совсем белые. Сделаны они были из какого-то мягкого пластика и довольно неприятны на ощупь – ​будто медузу в руке держишь. Внутри сердца зажигался огонек, оно вдруг начинало выдавать настоящий сердечный ритм – ​и это был ритм танцовщицы на сцене. Этот ход был единственным содержанием перформанса Юи Кавагучи «МатчАтриа», перформанса наивного и трогательного одновременно – ​и это было открытие фестиваля Open Look, что ежегодно заставляет зрителей прикоснуться к самому сердцу, к самому точному биению современного танца.

В шесть августовских дней фестиваль, придуманный и сделанный Натальей и Вадимом Каспаровыми (руководителями петербургского Дома танца «Каннон Данс»), вместил все возможные варианты работы в контемпорари. От закрытых на себе экспериментов (в духе «мы вообще занимаемся этим только для себя, а зрители могут быть, а могут и не быть») до полноценно коммерческого продукта, ориентированного на строго просчитанную аудиторию. От выступления «священных чудовищ» современного танца (организаторам удалось заманить на фест Теро Сааринена!) до милых студенческих работ. И, конечно же, – от Южной Кореи до Германии.

Главным событием феста стал спектакль «Дыхание» – спектакль-дуэт, спектакль-диалог, спектакль-битва и спектакль-роман танцовщика Теро Сааринена и аккордеониста Киммо Похьонена. 55-летний Сааринен, в юности победивший на Парижском балетном конкурсе (самом безжалостном и бескомпромиссном балетном соревновании из существовавших на планете), еще в молодости отказался от карьеры классического танцовщика и кинулся в изучение буто. Японский современный танец, экономящий движения, но расплескивающий эмоции с интенсивностью экспрессионистов, стал главным делом его жизни. И в своих постановках он соединил буто с памятью о европейском модерне и даже (иногда, не в этот раз) о балете. «Дыхание» можно назвать проявлением европейского буто – стилем, выросшим из японских корней, но давно уже обретшим самостоятельность. От японского буто осталась принципиальная тема – разговор о тотальном одиночестве человека. От европейского модерна – более открытая пластика. И от самих артистов, вероятно, – возможность хэппи-энда.

На двух подиумах, составленных буквой V (они соединяются у задника и расходятся на авансцене), работают два артиста. Похьонен играет собственное сочинение – и аккордеон в его руках свистит, поскрипывает, рявкает, вдруг выдает лирическую мелодию и, застеснявшись, снова изображает электронное чудовище. Сааринен всем телом отвечает на звук – и движется, будто преодолевая его и с ним сражаясь. Это тяжкая битва – и танцовщик может упасть на колени; это битва пугающая – потому что она вовсю демонстрирует власть музыки над человеком. Эта битва в конце концов заставит музыканта сойти со своего подиума и сцепиться с танцовщиком в секундной схватке – и выяснится, что у него не менее точеные мышцы, чем у танцовщика. Но отчаянное сражение вдруг завершится нервным объятием: буто протестует против любой войны как таковой, и войны честолюбий тоже. «Дыхание» держит зрителя в напряжении и заставляет выбирать, за кого «болеть» – за «музыку» или за «танец». То, что выбирать необязательно – это тоже послание фестиваля.

Еще одним сильным впечатлением на Open Look – 2019 стал спектакль «Dancewalk-­ретроперспектива» швейцарца, что работает под псевдонимом Неопост Фуфуа. В юности его называли «новым Барышниковым», затем он работал у Мерса Каннингема – а теперь устраивает танцпрогулки в разных частях земного шара. Просто идет по дороге, слегка приплясывая, то не слишком высоко швыряя ноги вверх, то повиливая бедрами, – и проходит так многие километры. Один из его перформансов заключался в том, что он намотал сто кругов вокруг Парижской оперы (в сумме оказалось 62 километра), другой – в том, что он присоединился к участникам реального марафона и мешался под ногами бегунов. Спектакль «Dancewalk-ретроперспектива» – гибрид живого представления и видеохроники: на экране мы видим документальные съемки Фуфуа, танцующего на ходу в разных странах, а на сцене так же «танцевально гуляет» девушка (Ализе Субре).

Для «Неуместного человека» нашлось место в своеобразном пластиковом аквариуме

Понятно, что первая реакция на перформансы Фуфуа – смех: вот его старательно обегают голландские спортсмены, вот в Южной Африке к его прогулке присоединяется целиком деревня, а вот артист решает снять с себя все покровы и где-то на европейской площади трусит полностью в голом виде. (Тут забавнее смотреть на реакцию случайной публики – кто усмехается, кто отворачивается, кто тщательно прицеливается смартфоном.) Но спектакль вдруг становится утверждением простой истины: степень свободы чудаков и есть степень свободы страны. Фуфуа не ограничивает себя безопасными государствами: вот мы видим его пританцовывающим исподтишка в отчетливо радикально-мусульманской стране. Его коллега снимает тайком видео, и в плотной толпе укутанных по глаза женщин и мрачных массивных мужчин этот прекрасный фрик то дрыгнет ножкой, то этак вильнет ручкой – и снова идет «как положено», как только люди начинают оглядываться. Стихия танца прорывается сквозь ограничения – и это невероятно трогательное зрелище.

В этом году Open Look не устраивал Russian look – специальную программу отечественных хореографов, но один российский спектакль на фестивале все-таки был. Петербургский «Проект Ксении Михеевой» представил недавнюю премьеру – «Неуместного человека» (музыку к спектаклю специально написал Даниил Посаженников). В английском названии спектакля после перевода «Inappropriate Man» шло уточнение «Uncle Vanya», в русских текстах лишь намекалось на чеховские мотивы. Ксения Михеева – одна из самых перспективных молодых хореографов страны, в позапрошлом сезоне она поразила публику удивительной танцверсией «Грозы» (правда, к тому моменту, когда спектакль привезли на «Золотую Маску», хореограф так его переделала, что стало намного хуже). Она умеет рассказывать истории – что всегда нравится публике более широкой, чем достаточно узкий круг фанатов абстрактного контемпорари, – и она умеет рассказывать их нетривиально. Сюжеты возникают у нее, как голограмма в воздухе, собираясь из отдельных движений, пятен света, маленьких деталей реквизита и точной музыки. Ровно так же – штрихами, намеками, деталями – она рисует «Неуместного человека».


Теро Сааринен – главный герой Open Look – 2019

Для постановки Михеева выбрала нестандартное пространство – некий ангар, посреди которого выстроен загон из прозрачного пластика. Танцовщики находятся внутри, а зрителям предлагается во время спектакля ходить вокруг и рассматривать действие из разных точек. (Все это было устроено в открывшемся два года назад и быстро ставшем модным местом «Севкабель порту» на Васильевском острове, где на месте бывшего завода теперь наполняются молодежью кафе, происходят уроки танцев, и кипит рынок выходного дня под бодрым названием «Они пожрать любят».) Михеева ушла от «Дяди Вани» дальше, чем в свое время от «Грозы», отказавшись даже от четкой персонализации героев и стараясь лишь воплотить атмосферу томительного недоумения, бесплодных усилий, которой пронизана пьеса. Потому в прозрачном «аквариуме» висит спасательный круг, который никого не спасает; потому движения начинаются резко, как большие надежды, и вдруг обмирают, замирают, будто человека мгновенно покинули силы. Лучший момент спектакля – своеобразная игра в мячик, где бегущие на месте персонажи кидают его в стену – он попадает в руки всегда не к тому, кто стремится его поймать. Ближе к финалу «аквариум» будет частично порушен – и кто-то из героев даже выбежит к зрителям. Но далеко не уйдет – потому что безнадежные границы на самом-то деле выставлены у него внутри, а не снаружи.

Open Look принес еще много запоминающихся спектаклей: и «Время для нас» немецкой Fabien Prioville dance company, где танцовщик и танцовщица разыгрывали немудрящую, но очень трогательную историю любви, и гастроли сразу трех южнокорейских трупп, где самой яркой оказалась «Modern table» – танцевальный аналог поп-музыкального бойз-бэнда. «Скорость», поставленная Ким Дже Дуком для его чисто мужской компании, стала торжеством виртуозного и очень быстрого танца, где постановщик будто хвастался своей изобретательностью в сочинении движений. При этом, хотя движения явно шли от американской массовой культуры, музыка (живой ансамбль национальных инструментов и фантастический певец Сы Джун Чжон) отчетливо принадлежала корейской традиции. Не отрицая устремленность танцующей молодежи «на Запад» (в случае с Южной Кореей и США, наверное, все-таки «на Восток»), но вступая с ней в диалог и предлагая все более сложные музыкальные задачи для решения их в танце. Параллельно шли мастер-классы, где и любители и профессионалы могли позаниматься у приехавших в Петербург иностранных артистов и педагогов, а в фойе Новой сцены Александринского театра (где проходили основные события феста) можно было взять очки и посмотреть шоу в виртуальной реальности. За шесть дней Open Look предложил столько событий, сколько в целый сезон в Петербурге не наберется – если говорить о современном танце, конечно. И фестивалю остается пожелать только большей государственной поддержки, чтобы у него появлялась возможность находить и привозить все новые и новые примечательные труппы.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»