Химия жизни События

Химия жизни

В консерватории исполнили оперу-притчу о химии и Холокосте

Опера «Периодическая система» композитора Алины Подзоровой и режиссера Аси Чащинской появилась благодаря пермским производителям метанола: компания спонсировала проект Women in Art – специального блока образовательной программы Дягилевского фестиваля. По условиям проекта участницы представляли концепции спектаклей, связанные с темой химии, и выигравшая команда предложила эскиз по мотивам книги Примо Леви – итальянского писателя и химика, пережившего Освенцим. Оперу поставили на Дягилевском в 2019-м, а в этом году показали в Москве: в День Победы полусценическую версию можно было увидеть в консерватории.

Тексты Леви не так хорошо знают в России, хотя писатель неоднократно бывал в Советском Союзе и трепетно относился к русским, ведь советские солдаты освобождали Освенцим. После войны он приезжал по работе на завод в Пермь, и теперь, через много лет именно в Перми поставили оперу по его текстам. Самые известные произведения Леви – роман «Человек ли это?» (1947) и книга рассказов «Периодическая система» (1975) – не сразу получили признание, но сегодня по праву стоят в одном ряду с шедеврами мировой литературы. В русском переводе они появились только в начале двухтысячных годов. Если роман «Человек ли это?» по строению похож на другие тексты о Холокосте и написан в стиле дневника событий, то «Периодическая система» уникальна по своей форме: химические элементы и процессы (каждый из рассказов носит название какого-либо элемента) становятся метафорами жизненных перипетий. Здесь запечатлены история семьи Леви, разнообразные научные опыты, разговоры с близкими людьми и коллегами, воспоминания о лагере, рассуждения о политике и нацизме.

Такой изобретательный и насыщенный текст, конечно же, невозможно воплотить в мини-опере, длительностью около часа, поэтому постановщики сфокусировались на истории двух героев книги – Леви и немецкого химика Мюллера. Они встретились в Освенциме: писателя заставили работать в лаборатории, которую возглавлял Мюллер; после войны Леви случайно наткнулся на химика с такой же фамилией, написал ему письмо и получил ответ. Переписка между ними продолжалась в течение некоторого времени, они даже планировали встретиться, но Мюллер вскоре умер. Эта история – сквозная линия оперы, соединяющая шесть эпизодов в единое повествование.

В спектакле четыре героя: Леви (бас Игорь Витковский) – седовласый писатель, восхищенно занимавшийся химией, но вместе с тем, вновь и вновь болезненно переживавший события войны и пытавшийся понять природу человеческих поступков; Мюллер (тенор Константин Самойлов) – тоже химик, но человек, работавший на нацистов и не испытывавший сильных угрызений совести по этому поводу; а также два женских собирательных персонажа –  муза Ирит (меццо-сопрано Светлана Злобина) и Голос Матери (сопрано Ольга Реутова). Их партии написаны традиционно, без использования специфических техник, больше терпкости и фантазийности было у инструментального ансамбля. Музыканты Ad Hoc Ensemble и певцы под управлением дирижера Джереми Уолкера в партитуре «Периодической системы» существовали органично и в хорошем балансе друг с другом.

Для этой оперы не очень подходил Рахманиновский зал: музыкальная часть спектакля выглядела убедительно, а вот сценическая – не совсем. Постановщикам было сложно работать с пространством, потому что в зале с большими окнами оказалось слишком много естественного света. По периметру сцены натянули черную ткань с дырками, как будто бы разъеденными химическими соединениями; она воспринималась и как темная материя, которая поглощала героев или, наоборот, они выплывали из ее глубин. В этой полусценической версии не так рельефно была передана символическая часть спектакля: химические элементы и их реакции. «Периодическая система» – история взаимоотношений людей сквозь призму химии; возможно, психологическая и этическая драма героев Леви будет еще пронзительнее, если все театральные элементы окажутся на своих местах.

От милосердия не убежишь События

От милосердия не убежишь

Ричард Джонс поставил «Милосердие Тита» Моцарта в Лондоне

Коварство, любовь и Гендель События

Коварство, любовь и Гендель

На Новой сцене Большого театра под конец сезона состоялась важная премьера – первая в России постановка оперы Георга Фридриха Генделя «Ариодант».

Джулиус Истман: Феникс, восставший из пепла События

Джулиус Истман: Феникс, восставший из пепла

О новом витке интереса к творчеству забытого американского композитора

Они уходят от нас События

Они уходят от нас

Памяти Вадима Моисеевича Гаевского