Хор, джаз и виолончель События

Хор, джаз и виолончель

В Санкт-Петербурге прошел ежегодный фестиваль «Международная неделя консерваторий»

За 20 лет работы фестиваль представил более 320 высших школ музыки стран пяти континентов. В 2021 году гостями стали Академия хорового искусства имени В.С.Попова (Москва), Саратовская и Петрозаводская консерватории, Академия музыки имени К.Шимановского (Катовице, Польша). А также солисты, представлявшие Высшую школу музыки имени Р.Шумана в Дюссельдорфе, Джульярдскую школу музыки, танца и драмы в Нью-Йорке, Академию музыки имени Ф.Листа в Будапеште и ряд других почтенных институций. Размах серьезный, и идея поражает не только статистически, но и художественно.

Начало фестиваля стало впечатляющим вернисажем возможностей хоровых коллективов нашего отечества. Еще до официального открытия в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии был запланирован и прошел на большом подъеме хоровой гала, символично названный «Хоровая прелюдия».

В красивейшем зале Капеллы Санкт-Петербурга звучала музыка второй половины XX – XXI века: не музейные экспонаты, пусть и прекрасные, а произведения, созданные нашими современниками и отражающие турбулентность наших дней.

Камерный хор Академии хорового искусства под управлением Алексея Петрова

Одной из самых больших удач вечера стало исполнение концерта «Из Акафиста святому благоверному князю Александру Невскому» Сергея Екимова в авторском прочтении. Эта трехчастная композиция, подобно иконостасу, повествует и эмоционально комментирует деяния святого: хор тут трактован симфонически – с интересными фактурными эффектами, на которые накладываются экспрессивные соло меццо-сопрано. С этой партией меццо Олеся Петрова справилась замечательно. А само сочинение, вместившее эмоциональную амплитуду от сокровенной молитвенности до экстаза, оставило глубокое впечатление. Поднять такую партитуру – подвиг, с которым стоит поздравить и автора, и студенческий хоровой коллектив Санкт-Петербургской консерватории, сделавший серьезный творческий рывок в этом году.

Хор студентов Петрозаводской консерватории под управлением Евгения Гурьева показал блок сочинений, связанных с северными мотивами, спев миниатюры композитора Валентина Кончакова, «Карельскую акварель» Юрия Фалика и опусы скандинавских авторов. Камерный хор Академии хорового искусства под управлением Алексея Петрова, напротив, сделал жест в сторону хозяев и подготовил подборку сочинений ленинградских/петербургских авторов, продемонстрировав тонкую звукопись и смелые динамические контрасты в опусах Юрия Фалика, Сергея Слонимского, Вадима Салманова, Анатолия Королева и завершив выступление уже ставшим классикой хором Георгия Свиридова «У берега зеленого».

Хор студентов Саратовской консерватории под управлением Надежды Кошелевой в своей программе акцентировал не географию, а жанровое многообразие. Гражданский пафос в пьесе «Ты в комнате один сидишь…» Дмитрия Смирнова, созерцание в духовном хоре Александра Архангельского, почти джазовый драйв в партитуре «Белая ночь» Сергея Екимова.

Принцип дефиле был выдержан и на официальном концерте-открытии, состоявшемся на следующий день в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Только конструкция еще больше усложнилась. Кроме блиц-выступлений всех упомянутых выше коллективов и дирижеров в программу вошли номера, подготовленные во время образовательного мастер-класса в рамках фестиваля. С Хором студентов Санкт-Петербургской консерватории плодотворно поработали три ректора. Александр Занорин, глава Саратовской консерватории, преподал урок интерпретации русской народной песни «Вдоль по Питерской», кстати аранжированной им самим и давно вошедшей в вузовские учебные курсы. Алексей Кубышкин, ректор Петрозаводской консерватории, продирижировал фрагментом из «Поэз Игоря Северянина» Юрия Фалика. А Александр Соловьёв, руководящий Академией хорового искусства, приготовил публике сюрприз – петербургскую премьеру сценического прочтения новой партитуры Р.Щедрина «Притча». Довольно экстремальная история про воровку, «что похитила веревку» и хотела свести счеты с жизнью, была эффектно спета и разыграна в пластических мизансценах. Этот номер дал повод певцам не только расширить горизонты в области современного хорового письма, но и попробовать себя в актерском амплуа (постановочные репетиции провела режиссер Нина Нижарадзе).

Еще один ректор, Алексей Васильев, выступил как солист-виолончелист в возвышенной и настраивающей на оптимистический лад композиции «И снова жить начну» («Дифирамб») Сергея Екимова – очевидного бенефицианта этих двух концертов. Произведение построено на противопоставлении хора и виолончели, коллективного и индивидуального, чьи оппозиции в итоге сливаются в проникновенный апофеоз, а в конце музыка «возносит» слушателей на небеса. Композитор не в первый раз обращается к такому интересному тембровому сочетанию, создавая партитуры в расчете на исполнительскую харизму Васильева, и их творческий тандем без осечек дает замечательные художественные результаты.

Давид Голощекин и его ансамбль

Еще одним важным опытом стала коллаборация всех коллективов, объединенных в грандиозный сводный хор. В первый вечер прозвучал фрагмент «О, Родина, счастливый и неисходный час» из цикла «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова, а на открытии – «О, Святый» из «Акафиста святому благоверному князю Александру Невскому» Сергея Екимова, который оба раза дирижировал эти сочинения. Почти 200 человек, объединенные его артистической волей, создали ощущение единения и соборности, задав высокую художественную планку и патриотический посыл всему фестивалю.

Многолетняя традиция «Международной недели консерваторий» – вручение диплома и мантии почетного профессора значимым персонам. В этом году этой чести удостоился корифей отечественного джаза Давид Голощекин. Окончив Ленинградскую консерваторию как скрипач, Голощекин освоил множество других инструментов: в БЗФ он играл и на фортепиано, и на саксофоне, и на ударных. Вместе с своими коллегами по джазовому ансамблю «Четверо» (в состав которого также входят пианист Алексей Подымкин, барабанщик Виктор Епанешников и контрабасист Сергей Васильев) Давид Голощекин завоевал сердца строгих филармонических завсегдатаев, которые аплодировали ему с искренним восхищением.

«Я уверена, что Давид Семенович Голощекин уже много идей имеет по поводу того, как искусство джаза может помочь музыкантам, обучающимся в консерватории, развиваться и идти дальше в своей профессии. Потому что это искусство и непредсказуемое, и спонтанное, для академических музыкантов это очень интересные возможности», – отметила директор фестиваля «Международная неделя консерваторий» Лидия Волчек.

Боккаччо, Гоголь, маскарад… События

Боккаччо, Гоголь, маскарад…

На Новой сцене Большого театра с большим размахом прошли гастроли Свердловской музкомедии

Домра как центр мироздания События

Домра как центр мироздания

В Тамбове прошел V фестиваль Prima Domra

Чайковский, кажется, лишний События

Чайковский, кажется, лишний

Димитрис Ботинис впервые выступил с АCО Петербургской филармонии как его худрук и главный дирижер

Муки французские, сны русские События

Муки французские, сны русские

Фестиваль РНО завершили раритеты Мессиана, Капле и Дебюсси