Хормейстерское братство События

Хормейстерское братство

В Нижегородской консерватории блистательным гала-концертом завершился масштабный проект, поддержанный Минкультуры РФ, – Всероссийская молодежная хоровая ассамблея

Основные события этой творческой мастерской студентов-хоровиков из высших и средних музыкальных учебных заведений, приуроченные к 100-летию создания кафедры хорового дирижирования Московской консерватории, разворачивались в столице. Москва на неделю собрала молодых хормейстеров из разных регионов нашей страны – от Астрахани до Улан-Удэ. В проекте участвовали ребята из более чем двадцати учебных заведений.

Идея этой мощной акции принадлежит профессору, заведующему кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории Льву Конторовичу. Он же стал ее художественным руководителем и главным дирижером: «Подобные проекты были только при профессоре Борисе Тевлине. В 2007 году он начал проводить похожий форум – Национальный молодёжный хор Российских консерваторий. Воспоминание об этом побудили меня обратиться в Минкультуры РФ, которому я очень благодарен за поддержку. Большое счастье, что объединились  участники из регионов и наши московские студенты».

Столичный этап Ассамблеи завершился 17 сентября в Большом зале Московской консерватории гала-концертом сводного хора участников проекта, прозвучавшим в рамках XIX Международного осеннего хорового фестиваля имени профессора Б.Г.Тевлина (художественный руководитель – Александр Соловьёв). Профессиональный фундамент объединенного коллектива обеспечили музыканты Камерного хора Московской консерватории.

Творческие дни хоровой лаборатории были наполнены репетициями, знакомством с различными практическими методиками, общением с элитой отечественного хорового искусства, руководителями известных на всю страну коллективов – Геннадием Дмитряком, Александром Рыжинским, Александром Соловьёвым, Сергеем Екимовым, Львом Конторовичем. «Важность события в том, что произошла встреча с молодыми и талантливыми ребятами», – эмоционально откликнулся о своей работе в проекте Геннадий Дмитряк.

Репертуарный акцент Ассамблеи в год 150-летнего юбилея С.В.Рахманинова был предопределен. Опусы композитора, в том числе транскрипции камерно-вокальных произведений, составили основу концертных программ. Каждый из дирижеров представил слушателям Москвы и Нижнего Новгорода «своего» Рахманинова.

Кроме композиций русского гения шла интенсивная работа над духовными и светскими опусами отечественной классики и современным репертуаром, представленным сочинениями Родиона Щедрина, Льва Конторовича, Сергея Екимова, Кузьмы Бодрова. «Это способ показать, что хоровое искусство живет, и те традиции, которые были заложены Рахманиновым, продолжают развиваться и сегодня. Концерт становится стилистически разнообразным, и это открывает новые краски в общении с хором», – комментирует репертуарный подход Александр Рыжинский.

В концертной программе, прозвучавшей в столице Приволжья, усилив вектор регионального взаимодействия, к участникам Ассамблеи присоединился Камерный хор «Нижний Новгород». Он стал певческим «ядром» сводного коллектива, выступившего в Нижегородской консерватории. А дирижерский ансамбль расширился участием художественного руководителя Камерного хора Иваном Стольниковым. Отдавая дань певческим традициям города на Волге, вечер начался исполнением сочинений нижегородских авторов Льва Сивухина и Эдуарда Фертельмейстера.

Присутствие руководителей Ассамблеи в концертном зале усиливало ощущение общей, в том числе слушательской, сопричастности к масштабному творческому процессу и чувство ответственности участников сводного хора. «Бурные и продолжительные» аплодисменты в финале концерта – это не фигура речи, а благодарная и искренняя слушательская реакция, которая подтвердила впечатление о том, что первый опыт Всероссийской молодежной хоровой ассамблеи удался в полной мере. Ансамблевая слаженность, тонкая динамическая нюансировка, отточенная дикция, стройность вертикали, воодушевление – все эти исполнительские характеристики не исчерпывают богатства слушательских эмоций.

В «руках» каждого мастера сводный хор как будто настраивался на новый камертон. Чуткость музыкантского восприятия хористов точно отражалась в характере и манере звучания очередного блока программы. Академически строго, собранно, очень одухотворенно, с ощущением соборного моления под руководством Геннадия Дмитряка прозвучал хоровой концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» Рахманинова. Огромное впечатление вызвала интерпретация дирижером мощной колокольной раскачки «Шестопсалмия» из «Всенощного бдения».  Азартным и дерзким стало «лицо» хора, когда на сцену вышел Александр Соловьёв. Пейзажность и тонкость фактуры рахманиновских романсов «Здесь хорошо» и «Сон» (транскрипция для хора Александра Степанова) сменилась безначальной и бесконечной «Вечерней молитвой» Кузьмы Бодрова с экстатическим вокализом солистки Марии Челмакиной, а затем и виртуозной, футуристически-задиристой «Эпиталамой» Родиона Щедрина.

Жанр молитвы стал объединяющей нитью всей программы. Фрагмент из кантаты «Сказ о Козьме Минине и граде Нижнем Новгороде» петербуржца Сергея Екимова, названный «Молитва Казанской иконе Божией Матери» (премьерное исполнение в Нижнем Новгороде), соединил в себе традиции отечественной духовной музыки и современное музыкальное прочтение. Наполненное экспрессивными гармониями, кластерной техникой моление в своем мажорном просветлении подарило надежду на духовное прозрение человека в нашем изломанном противоречиями мире.

Мастерски «лепил» форму каждого сочинения в своей части программы Александр Рыжинский. Драматически заостренно, с особенной внутренней силой прозвучало редко исполняемое сочинение Виктора Калинникова «Камо пойду от Духа Твоего» – еще одна авторская интерпретация молитвенного текста.

Концерт завершился выступлением Льва Конторовича. Красотой хоровой вертикали, воздушной прозрачностью фактуры, «сиянием» тембра каждой хоровой партии, пластичностью фразировки, особой поэтичностью был отмечен «Свете тихий» Николая Голованова. Нашлось в концерте место и хоровой «шутке». Виртуозная «Итальянская полька» Рахманинова (транскрипция Льва Конторовича) показала еще одно амплуа сводного хора – его артистичность и исполнительский азарт.

Что может быть патриотичнее, чем связь и преемственность поколений, передача мастерства и художественной традиции, обращение к национальной культуре и своим корням? Творческая мастерская, проведенная при поддержке Фонда развития творческих инициатив и Фонда поддержки музыкального и театрального искусства «Мир высокого искусства», подтвердила высокий статус отечественного хорового искусства и наметила перспективы его дальнейшего развития. Многая лета, Молодежная хоровая ассамблея!

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие