Хотите стабильности – поезжайте в Сочи Тема номера

Хотите стабильности – поезжайте в Сочи

Впечатлениями по поводу событий второй половины Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета поделилась Елена Черемных.

Строгую высоколобость, допустим, пермского Дягилевского фестиваля в Сочи растворяет всеядно-контактная панорама событий, отличающаяся примерно тем же, чем избыточные прилавки местного Центрального рынка отличаются от прилавка бутика. Опорами фестиваля по-прежнему остаются проверенные спектакли, вроде «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским, обязательная этника – в этом году за нее отвечал ансамбль Соны Йобартех из Гамбии, и не менее обязательный джаз, нынче представленный американским трио номинанта на премию «Грэмми» Кристиана Сандса. Важной фестивальной прослойкой, как всегда, мелькают «лица из телевизора».

Например, смуглолицый Григорий Сиятвинда очень украсил один из лучших концертов – «По следам Марко Поло»: программу-кроссовер итальянского коллектива La Magnifica Comunità сопровождали читаемые этим актером вставки из «Книги чудес света» Марко Поло, запечатлевшего свои путешествия из Венеции в Азию. Музыкальными иллюстрациями звучали инструментальные и оперные фрагменты Доменико Галло, Адольфа Хассе, Антонио Вивальди и Георга Фридриха Генделя. На инструментах ХVII–ХVIII веков все это барочно-экзотическое многоцветье полыхнуло почти фольклорной свободой обращения со старинной авторской музыкой, что сама собой пришла аналогия с оркестром Горана Бреговича, примерно с той же раскованностью исполняющего цыганские рапсодии в фильмах Эмира Кустурицы. А тут еще и красотка Раффаэлла Миланези (сопрано), со знанием дела певшая оперные хиты! Ею уж точно была покорена не только часть публики, знакомая с ариями из «Баязета» Вивальди или «Александра» Генделя в эталонных версиях Филиппа Жарусски, но и подавляющее курортное большинство, прямо-таки точь-в-точь из фильмов Жоры Крыжовникова: фотографировали на мобильные камеры весь концерт, не взирая на вежливые запреты закадрового ведущего. Кажется, знай эти люди старинные мелодии – подпевать бы стали. С другой стороны, чем не успех?!

Правда, и эти люди, как сказал на заключительной пресс-конференции Юрий Башмет, благодаря фестивалю приучились слушать не только поп-классику, но и трудную современную музыку. В правде его слов убедил заключительный концерт, представивший три мировые премьеры – Оскара Бьянки, Тошио Хосокавы и Николы Кампогранде. По отработанному рецепту новые сочинения были сервированы общеизвестным – от увертюр Глинки (к «Руслану и Людмиле») и Россини (к «Сороке-воровке») до «Цыганских напевов» Сарасате. Парадоксально, но в исполнении Всероссийского юношеского симфонического оркестра современные авторы прозвучали куда лучше своих предшественников.

На прослушивании конкурса композиторов в Органном зале

В двадцатиминутной пьесе «Этуаль» Оскара Бьянки сложные соло электрогитары (Нико Кук) оставили далеко позади искусство легендарного Джимми Пейджа из Led Zeppelin – такой необъятной была изменчивость «пространств» гитарно-симфонического звука (от галактического до рассыпающегося в пыль), и так радикально переосмыслен академическим автором контекст использования позаимствованного у рок-культуры инструмента. Полностью совпавшая по хронометражу 20-минутка «Узу» Тошио Хосокавы с восточным шармом «обыграла» категории дыхания и воздушных струений в рамках будто цветком оживающей симфонической формы. Последняя же из «мировых премьер» – Симфония № 1 Николы Кампогранде больше напомнила симфоническую сюиту. Всего за двенадцать минут был совершен пробег по недавней истории музыки, начавшейся где-то в «Пульчинелле» Стравинского, а окончившейся почти феллиниевскими мелодиями Нино Роты. Очаровательным не без юмора оммажем ХХ веку автор симфонии рекомендовался если и не «лицом из телевизора», то веселым и находчивым человеком, второй профессией которого является музыкальная критика на страницах газеты Corriere della Sera и роль ведущего в программе «Контрапункты» на канале Classica HD.

На Зимнем фестивале искусств в Сочи поиск композиторов с некоторых пор – буквально дело чести. Возникшая шесть лет назад в рамках фестиваля Академия молодых композиторов, возглавляемая Александром Чайковским, с самого начала занимается стартапом новых имен в цеху, когда-то, благодаря Юрию Башмету, обеспечившему исторические премьеры сочинений Шнитке, Губайдулиной и других.

Академия молодых композиторов – бренд не только сочинского Фестиваля искусств. Десятый год мероприятие под тем же слоганом, фактически с тем же названием процветает на границе Удмуртии и Пермского края в городе Чайковском. Там нет моря и гор. Но там тоже ищут таланты, к чьим ногам кидают свои ночи и будни Московский ансамбль современной музыки, слушатели небольшого, хоть и горнолыжного городка, обслуживающего плотину Воткинской ГЭС. По сравнению с Академией в Чайковском Академия в Сочи – типа филиал. Но филиал солидный. И прекрасно, с чертово-далеких пермско-удмуртских горизонтов в Сочи стали выныривать педагоги с европейской репутацией – вроде итало-швейцарского композитора Оскара Бьянки, который вот уже второй раз приезжает в Сочи. Между прочим, попасть мэтром на Академию в Чайковский ему удалось давно, а в Сочи – только последние два года.

Будем честными и скажем, что на фестивале Башмета не такой разброс желающих и, соответственно, участников композиторской Академии, как в Чайковском. Там их порядка шестьдесят человек со всего мира, в Сочи – порядка 17–18-ти. Зато в Сочи важна тема дружбы народов, и по понятным причинам она работает на прихотливый набор студентов из разных этнических регионов и селекций. В финал композиторского конкурса нынешнего года попали семь очень разных авторов. Российских участников дополнили с труднопроизносимыми именами сочинители из Китая и Кореи. В жюри сидели европейцы (от радикала Оскара Бьянки до мейнстримного итальянца Николы Кампогранде), азиат (Тошио Хосокава) и разнотипные россияне (от Александра Чайковского до Алексея Сюмака).

Партитуры, присланные на конкурс, как показал подытоживающий концерт в Зале органной и камерной музыки, оказались вообще несопоставимыми по качеству и роду задач. Чудесный Квинтет автора по имени Мунх-­Ертунц Хишигтогтох вполне мог выиграть конкурс на саундтрек к британскому мелодраматическому сериалу. Фортепианное трио еще одного азиатского участника, на чью биографию с точно названным именем отчего-то поскупился фестивальный буклет, претендовало на элитную нишу для современного слушателя, которому фортепианные рулады Эминема чересчур убоги, а спектрализм Гризе, напротив, чересчур сложен. Поверьте, этот автор написал очень хорошее Фортепианное трио в пяти частях. И пусть Бог всегда будет с ним если не в Сочи, то рядышком.

Трудолюбиво-собирательному женскому творчеству был посвящен многословно-разбросанный фортепианный Квартет композитора Веры Петровой (третья премия). А идеально-­абстрактным образам музыки – Фортепианный квартет вьетнамца Као Динь Тханка (тоже третья премия). Было еще и то, и се. С некоторых пор композиторский конкурс в Сочи расширяет число финалистов с обязательных пяти до необязательных семи. Стало даже привычкой искать в этой «зоне погрешности» все главное (как и все неглавное). Например, в позапрошлом году роскошному опусу турк­мена Мердана Бяшимова (в концерте финалистов оно звучало седьмым) присвоили третье место. В прошлом году этому же автору дали первое место. Ныне случилась история симмет­ричная: вдруг вообще не самый виртуозный автор, прошедший в финал, соответственно, под седьмым номером, неожиданно оказался лауреатом первой премии. При всем уважении к победителю конкурса Илье Марфину, хотелось бы поздравить со второй премией Кирилла Архипова – автора довольно детективной и структурно идеальной композиции под названием Work of Time. Если бы этот молодой москвич, ученик Ефрема Подгайца двадцатью годами раньше (т. е. когда он пешком под стол ходил) послал эскиз данного сочинения в Голливуд на сьемки фильма «О, где же ты, брат», у братьев Коэнов не было бы ни одного шанса отклонить его прекрасное философское и очень контактное сочинение от своей замечательной антигомеровской и очень архиповски-­негламурной «Одиссеи». Между прочим, выпускникам Королевского колледжа музыки такие преференции, как практика в Голливуде или на Каннском фестивале, очень даже привычны и даже обычны. Не многих, но трех-пяти композиторов такими историями балуют. Вот как бы из Сочи наладить транзит туда, где у авторов будет возможность развернуться и показать себя?! А то премиальные 100 тысяч рублей, 50 тысяч рублей или дважды по 25 тысяч… Неплохо. Но не в будущность же с этим стремиться.

Итоги года: с лупой и микроскопом Тема номера

Итоги года: с лупой и микроскопом

Вторая часть большого обзора

Итоги года: Изменяющее нас искусство Тема номера

Итоги года: Изменяющее нас искусство

Первая часть большого обзора

Скрипач на все времена Тема номера

Скрипач на все времена

К 100-летию Леонида Когана

Ремонтируя старые корабли Тема номера

Ремонтируя старые корабли

Журнал «Музыкальная жизнь» подвел итоги сезона 2023/2024