Храни меня, любимая События

Храни меня, любимая

Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии открыл 88-й сезон премьерой, которая должна была состояться еще в марте. Спустя полгода зрители все же увидели новую авторскую версию музыкальной притчи «Храни меня, любимая» на либретто Константина Рубинского и музыку Александра Пантыкина. Пятнадцать лет назад спектакль покорил екатеринбуржцев своей искренностью и теплотой. А вернуть ее в репертуар решил директор театра Михаил Сафронов, скоропостижно ушедший из жизни в декабре 2019-го. Музкомедия с благодарностью и любовью посвятила открывшийся сезон Михаилу Вячеславовичу, и «Храни меня, любимая» стала первой данью его памяти.

Премьера готовилась к 75-летию Великой Победы, впрочем, память о таких событиях не ограничивается конкретными датами. В спектакле важна мысль о взаимопонимании нескольких поколений. И замечательно, что история о маме и четырех жизнерадостных сыновьях-­музыкантах (как оказалось, усыновленных), вечно пьяненьком хромом учителе танцев Викторе и его неверной, но одумавшейся жене Эльвире, об идеологически подкованном, но обиженном на жизнь Гоше, молоденькой медсестре Люде и обаятельных сынах полка – сиротах Ване и Вене – рассказана безо всякого пафоса. Это своего рода попытка понять каждого из них и дать ощутить зрителю, что есть общечеловеческие ценности, которые неподвластны времени.

Режиссер Кирилл Стрежнев берет за основу повествования о людях вой­ны очень теплую, бережную, человеческую интонацию. Для контраста в новую версию постановки авторы вносят сцены из современности. Сначала показана сегодняшняя официальная «трескотня»: в условном МФЦ оптимистичный голос в записи поздравляет с Днем Победы ветеранов (в частности, Ваню и Веню) и предлагает, предъявив документ, взять продуктовый набор. Все это на фоне гула и пугающих «расползающихся» гармоний, которые потом возникнут в маршевом ритме и концентрированном виде в теме «врагов». Важнои то, что новая постановка наполнилась полнокровным живым звучанием оркестра (дирижер Борис Нодельман): спектакль 2005 года сопровождала фонограмма.

Повествование о прошлом, традиционно разделенное на «до» и «после» начала вой­ны, по контрасту с началом воспринимается теплым и душевным. Эпоха 1940-х обозначена условно через стиль в одежде. А сценография сведена к минимуму декораций-­символов (художник Сергей Александров): лишь под потолок уходят в разные стороны рельсы, да по бокам пара опор ЛЭП; дом – это круглый стол с вязаной скатертью, над ним – абажур с бахромой; о начале и конце вой­ны нам безмолвно сообщает опускающаяся стена вагона-­теплушки, перевозящего солдат, которая будто отделяет рубеж времен, а также вызывает ассоциации с заборами лагерей (во втором акте на ней – портрет Сталина, а из вагона выходят только выжившие сыны полка) и с железным занавесом. Световая партитура «дописывает» все состояния: умиротворения, жизнерадостности, тревоги, ужаса, возвышенной печали и просто заставляет обливаться сердца зрителей слезами, когда очередная кровавая вспышка убивает полюбившихся героев (художник по свету Владимир Коваленко).

Ядро спектакля составляет прекрасный слаженный актерский ансамбль, в котором участвует четыре поколения артистов: от мэтров Михаила Шкинёва и Владимира Смолина (Ваня и Веня – ветераны) до воспитанников детской студии театра и, в частности, совершенно очаровательных Максима Смыка и Андрея Ведерникова (Ваня и Веня – в детстве). Александр Копылов (Виктор) сумел показать в своем герое и сильные, и слабые стороны так, что ему всерьез сопереживаешь. Его яркие «жены» (два состава – Татьяна Мокроусова и более «острая» Наталья Пичурина) каждая по-своему интересны. Озлобленный Гоша очень убедителен и в исполнении Евгения Елпашева, и Алексея Литвиненко. Ирина Гриневич и Светлана Кочанова вложили в роль Мамы максимум тепла, а в небытовых сценах их героиня – как ангел-­хранитель: души погибших детей возвращаются к Маме (строки из писем сыновей – «Храни меня, любимая» – сродни молитве).

Антон Сергеев – Алеша, Екатерина Мощенко – Людмила

Из четырех братьев-­музыкантов трубач Даня (Роман Берёзкин) уходит первым; гармонист Павлик (трогательная работа Никиты Турова), чтобы спасти взвод, отчаянно играя, вызывает огонь на себя, и враги цепочкой идут за ним, как за крысоловом; скрипач Рома (Илья Жирнов) ярко раскрылся в сцене гибели в монологе о скрипке. Кстати, мысль о том, что искусство должно спасти мир, является здесь магистральной. А также любовь. Гитаристу Алеше (обаятельный Антон Сергеев) повезло встретить свою любовь на вой­не. Эта сюжетная линия оканчивается трагически, став тихой кульминацией всего спектакля. Алеша, закрыв собой Гошу, мучительно умирает на руках своей невесты Люды (великолепная Екатерина Мощенко). Когда она, сходя с ума от горя, негромко и светло произносит над умершим монолог об их счастливом будущем (оркестр молчит), а Гоша от ужаса и чувства вины корчится в безмолвном крике, в зале наступает звенящая тишина

Образ врагов в спектакле дан исключительно через музыкальную характеристику и пластику (хореограф Сергей Смирнов). Музыка врагов вырастает из мерного, постепенно дробящегося остинато с накручивающимися обрывистыми интонациями, затем динамически вырастает в политональный, «растаптывающий» все на своем пути, ёрнический марш с форшлагами, завершающий шествие «убийственными» кластерами. Враги появляются в эффектных черных латексных галифе и пиджачках со свастикой на рукаве, фуражке с карикатурно высокой кокардой. Этакая клоунская группа. И двигаются они забавно-­угловато, как заведенные, характерно выкидывая руку в приветствии. Каждое появление этих «клоунов» было бы смешно, если бы не было так страшно. В начале второго акта (опять наше время) в сцене нападения хулиганов на ровесников мальчишек-­музыкантов (их спасают ветераны) звучит та же «вражья» тема, только в другом оркестровом «одеянии» и более хаотичном «драчливом»варианте, напоминая о том, что уроки истории сегодня очень актуальны.

Хор здесь, как в греческих трагедиях, комментирует происходящее (хормейстер Светлана Асуева), будь то «танцевальная степ-дуэль» Гоши и Алеши, проводы на вой­ну (хор «До свидания, мальчики» с переменным метром, в котором как будто сбивается дыхание от неизвестности и тревоги за будущее), отпевание погибших героев (очень красивое «возносящее» многоголосие «Время остановится, ангелы расплачутся») и многое другое.

Несмотря на трагичность темы, спектакль воспринимается как очень светлый с катарсисом в финале. И на глазах зрителей, долго аплодирующих стоя, слезы благодарности.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди