Хвалить нельзя ругать
События

Хвалить нельзя ругать

К 65-летию журнала «Музыкальная жизнь»

20 декабря 1957 года был подписан в печать первый номер только что созданного журнала «Музыкальная жизнь». С тех пор он менял дизайн, периодичность выхода – от двухнедельного до ежемесячного, – но оставалось главное: стремление охватить как можно больший спектр явлений и персон, составляющих суть той самой музыкальной жизни. Конечно, по скорости освещения журнал не может сравниться с газетой, но зато в нашем формате есть свои преимущества: основательность, возможность подробной профессиональной аргументации, сравнительная аналитика, красочность дизайна. А с наступлением эры Интернета ко всем этим качествам добавилась и новостная оперативность – и наш универсализм лишь умножился.

В дни своего 65-летия мы решили обратиться к коллегам – нашим дорогим авторам – с просьбой высказаться на животрепещущую тему, касающуюся нашей профессии. Мы сформулировали три вопроса, чтобы определить востребованность критика в глазах культурного сообщества и понять, какие события привлекают умы нашего времени.

  1. Для чего сегодня нужна музыкальная критика?
  2. Что самое сложное в профессии музыкального критика?
  3. Назовите наиболее яркие музыкальные события на вашем профессиональном пути.
Лариса Барыкина,
музыкальный и театральный критик, арт-директор международного фестиваля «На грани»
  1. Ничего нового не скажу: критика – это постоянная рефлексия. О музыке, о музыкальном театре, о музыкантах-исполнителях. Осмысление и фиксация текущего момента в самых разных форматах и аспектах. Критика как экспертиза, как анализ, оценка и прогноз. Как просветительство. Как коммуникация с творцами и с публикой.
  2. Что самое сложное в профессии музыкального критика? Найти и соблюсти баланс, равновесие между позицией горячо заинтересованного зрителя и холодного аналитика. Из нынешних проблем: не поддаться на стремление театров и филармонических институций сделать из вас не критика и эксперта, а собственного пиар-агента. Невыносимо писать (по обязанности) текст, желательно неплохой, о том, что вообще никак не задело.
  3. В пять лет меня привели на балет «Лебединое озеро», и судьба моя была решена. С тех пор отвлечь от музыки меня можно было только хорошей книгой. Мне повезло: и в студенческие годы, и в течение всей последующей жизни довелось быть свидетелем невероятных творческих свершений в самых разных музыкальных сферах, быть близко знакомой с большими музыкантами, композиторами, режиссерами и хореографами, наблюдать и участвовать в процессе рождения новых произведений и спектаклей. Я поняла, что настоящее потрясение могу испытывать не только на выступлениях суперизвестных и великих музыкантов, сидя в самых знаменитых мировых театрах и концертных залах (а это и огромная наша страна, и Европа, Америка и Япония). Незабываемые ощущения настигали меня на концертах обычных, не статусных. На премьерах в самых разных нестоличных театрах. На всевозможных фестивалях, в том числе и тех, к которым сама имею непосредственное отношение. И, конечно, музыка в записи. И еще я поняла, что моя память хранит не только огромное количество музыки как текста, но и музыки как исполнительской интерпретации. В свое время это стало для меня сюрпризом.
Сергей Бирюков,
редактор отдела культуры газеты «Труд»
  1. Критика и сегодня и во все времена нужна, прежде всего, для того, чтобы затравить дискуссию о музыке. Чтобы то или иное событие не кануло в подушку досужих пересудов и забылось, а было внятно, громко, заинтересованно (даже пристрастно – главное, чтобы компетентно) обсуждено. Это его шанс войти в систему музыкальной жизни, автору и исполнителю – узнать свое место в мире творчества и музыкальной практики. Можно сказать, без критики и самой музыкальной жизни нет, а только беспорядочный дождь событий, почти не оставляющих после себя следа.
  2. а) Если не быть объективным, то хотя бы стремиться к этому. До конца это невозможно, но стараться нужно. До сих пор изрядная часть критики – оплеухи тем, кого мы не любим, и комплименты фаворитам.
    б) Сформулировать мысль так, чтобы она была интересна и тем, о ком вы пишете, и тем, кто будет вас читать. Вы можете сколь угодно глубоко проникнуть в суть рассматриваемого явления, но если ваше слово неярко, вас просто не будут читать. Писать об искусстве – это тоже искусство, требующее ассоциативности, кругозора, вкуса, страсти.
  1. Первый визит (в семь лет) в Большой зал консерватории – Реквием Моцарта под управлением Александра Свешникова. Исполнение второго действия «Тристана и Изольды» артистами Латвийской оперы в том же БЗК: тогда я, юноша (лет восемнадцати) впервые узнал, что музыка может поднять человека до состояния, близкого к оргазму. «Тристан» уже как спектакль Венской оперы, привезенный в Большой театр в 1971 году: я был поражен тем, что декорациями для все того же второго акта служат не средневековые стены, а астрофотографии галактик – представить такое на тогдашней советской академической сцене было невозможно. «Адриана Лекуврёр» с Миреллой Френи и Фьоренцей Коссотто под управлением Джанандреа Гавадзени во время гастролей Ла Скала в Большом театре в 1989 году: трудно вообразить себе что-то более красивое и трогательное. «Макбет» Верди в режиссуре Дэвида Паунтни, перенесшего действие в современную тоталитарную империю и вымазавшего действующих лиц ярко-зеленой кровью (Английская национальная опера в Большом театре, 1990): тоже абсолютно нереальное для тогдашней отечественной сцены решение. Концерты и общение со Штокхаузеном в главном здании МГУ на Ленинских горах в 1990-м: космическая музыка плюс космическая аура личности (порознь впечатление от того и другого скромнее). «Псковитянка» под управлением Евгения Светланова 30 декабря 1999 года в Большом театре: высочайший энтузиазм на сцене и в зале, а от того, что сочинил Римский-Корсаков в финале, «нервно курят» Канчели, Пендерецкий и все-все, кого мы привыкли считать самыми продвинутыми мастерами оркестра. «Гибель богов» Софийской оперы (гастроли 2018 года): я наконец по-настоящему прочувствовал гениальность этой музыки, предвосхищающей даже Гершвина – с тех пор при мне о Вагнере плохих слов (неважно, о каком аспекте его деятельности – о любом) прошу не говорить. Тут я теряю дар критики…
Сергей Буланов,
музыковед и музыкальный критик, ответственный секретарь журнала «Музыкальная жизнь»
  1. Прежде чем ответить, не могу не поделиться ощущениями, что многих этот вопрос поставит в ступор. Хотя меня такое положение дел удивляет с первых дней в профессии. Время идет, но ничего не меняется – мы по-прежнему нужны артистам, театрам, концертным организациям. И не только для статистики в бюрократических отчетах. Недавно мне один знаменитый певец сказал, что с сочувствием относится ко всем критикам. Но большинству все же нужен «взгляд со стороны», и на пользу идет некий азарт для творческого совершенствования, который мы вырабатываем как электроэнергию.
  2. Первое: дружить и оставаться объективным. Я, например, редко пишу про близких друзей. Второе: получить хорошее образование. Одними вузовскими стандартами критик сыт не будет – определяющую роль в уровне нашего профессионализма играет возможность сравнения, которую обеспечивают опыт, наслушанность, аналитические способности. С недавних пор появился и третий сложный пункт: нужно уметь продвигать свой контент к аудитории, не выходя за этические грани. Газетная эпоха, когда условные «новости культуры» и рецензии люди читали по умолчанию, прошла. Критик в XXI веке должен обладать известностью и авторитетом, чтобы на его умозаключения кому-то хотелось тратить время.
  3. Выбрать что-то конкретное сложно. Лучше назову любимый жанр – интервью. Его «яркость» в том, что процесс творческого общения обогащает и очень помогает. Многие из таких встреч для интервью стали для меня важнейшими музыкальными событиями в жизни – например, с Валентиной Левко, Владимиром Федосеевым, Маквалой Касрашвили, Марией Гулегиной, Александром Рудиным, Дмитрием Вдовиным, Богданом Волковым.
Владимир Дудин,
музыковед, музыкальный критик
  1. Такой вопрос инстинктивно вызывает оторопь, как у студента, сдающего экзамен. Как дипломированный музыковед до скончания века буду должен утверждать, что музыкальная критика нужна, ибо для меня это вопрос жизни и профессии. Как обыватель и эмансипированный слушатель, обзаведшийся с годами большой аудиотекой, как заядлый любитель музыки могу занять ровно противоположную позицию и смело заявить, что не так уж она и нужна, если сам научился разбираться в искусстве звуков. Как лектор, имеющий дело с неофитами, тянущимися разобраться в искусстве, например, оперы, не могу не оценить их стремления если и не научиться говорить на незнакомом языке (петь или играть), то получить ключи от него, обрести «оптику», научиться слушать и слышать музыку как речь, чтобы распознавать алхимию нот и слов. Многозначность музыкального языка вызывает к жизни бесконечное множество исполнительских интерпретаций (двух одинаковых исполнений не бывает, каждый концерт и спектакль неповторимы), а вслед за ними – и бесконечное множество критических толкований. Хорошая музыкальная критика не только продлевает жизнь того или иного события, но и фиксирует его в словах уже для Будущего.
  2. Музыкальная критика должна быть музыкальной – в этом главная сложность. Под музыкальностью можно понимать и всегда мучительную попытку рассказать о музыке ее словами, проникнуть в суть написанного и исполненного, и литературность, красоту и глубину слога изложения, и возможность для читателя побывать на том самом событии, о котором рассказывает критик. Не так сложно понять и определить качество исполнения, как найти точные слова для того, чтобы описать содержание услышанного во всех нюансах и красках, текстах и подтекстах.
  3. Яркими событиями могу назвать те, которые изменили мой слух, настроили его, обновили мое сознание, встряхнули и перенастроили нейронные связи. Таких было, к великому счастью, немало. До сих пор помню Пятую симфонию Чайковского, услышанную на Бергенском фестивале в исполнении симфонического оркестра NDR под управлением Эйвинда Гулберга Йенсена, разрушившего все стереотипы об этом опусе и давшего понять, что такое в принципе искусство дирижера. Третья симфония Бетховена в исполнении оркестра Баварского радио под управлением маэстро Мариса Янсонса в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. «Гибель богов» Вагнера в Латвийской национальной опере в постановке Виестурса Кайришса под управлением дирижера Корнелиуса Майстера с Кэтрин Фостер в партии Брунгильды: сильная современная версия этой части тетралогии навсегда все расставила по своим местам. Анна Нетребко и Роландо Вильясон в «Богеме» Пуччини в Мариинском театре объяснили мне раз и навсегда все перипетии сюжета. Искусство виолончелиста Николаса Альтштедта, пианиста Бертрана Шамайю, скрипачки Янин Янсен… Отсутствие лимита на верхних нотах у тенора Юсифа Эйвазова – сокрушительное воздействие. Анна Нетребко в «Травиате» Верди и «Царской невесте» Римского-Корсакова в Мариинском театре. Искусство сопрано Татьяны Сержан для меня всякий раз – откровение, равно как и искусство меццо-сопрано Екатерины Семенчук. Об опере могу говорить бесконечно, простите.
Илья Овчинников,
музыкальный критик
  1. Первый порыв – ответить: «Сегодня – ни для чего». Это неверно; сегодня спокойное, взвешенное, ответственное слово весит больше, чем когда-либо. Музыкальная критика не последнее поле, где оно имеет шанс прозвучать. Придя в профессию 20 лет назад, я тогда ответил бы так: «Чтобы прочесть о событиях, где ты не был, и понять, много ли ты пропустил; чтобы прочесть о событиях, где ты был, и сравнить свои впечатления со взглядом профессионала». К тому времени я много лет ходил на концерты и часто не узнавал их, читая вышедшие через день или два заметки. По мере погружения в ремесло становилось ясно, что несходство впечатлений не беда; беда – плохо написанный текст. Хорошо написанный текст сообщает нечто гораздо большее, чем «много ли ты пропустил»: он помещает событие в контекст художественной и общественной жизни и в этом случае может прожить не один день, как номер газеты, а еще долго. Пример тому – замечательное издание «Новая русская музыкальная критика», сообщающее даже неспециалисту многое не только о концертно-театральной сцене тех лет, но об атмосфере, о профессионализме, о коллегиальности, о степени свободы, о времени, о жизни.
  2. Уходить от прямых оценок «плохо» или «хорошо», а вместо этого объяснять, почему это было плохо или хорошо. Помню, в начале пути меня возмутила в заметке старшей коллеги фраза «играли так, что слушать было любо-дорого». Да, в начале пути ты не имеешь права так написать, а вот с накоплением опыта можешь почувствовать тот случай из ста, когда именно так и нужно написать – под свою ответственность и под доверие читателя, если оно есть. Соблюдать неписаные правила, о которых не все знают, но которых никто не отменял: читать, что пишут коллеги, и внимательно перечитывать собственный текст перед отправкой редактору, желательно не меньше трех раз. Не ехать по накатанной и не пользоваться собственными штампами (и тем более чужими). Не выгорать и находить новые ответы на вопрос, зачем, послушав три тысячи концертов, идти на три тысячи первый.
  3. Из самых ярких – зимний зальцбургский фестиваль «Неделя Моцарта», где впервые посчастливилось побывать в 2007 году, после 250-летия Моцарта, когда руководство фестиваля решило разнообразить его программы. Среди того, что тогда довелось услышать, – Ensemble intercontemporain под управлением Пьера Булеза с серенадами Моцарта, Берио и Шёнберга, но еще более сильным потрясением стали симфонии Гайдна, которые играли Малеровский камерный оркестр, Камерный оркестр Европы и «Музыканты Лувра»: такого Гайдна в живом исполнении не слышал прежде никогда.
Петр Поспелов,
шеф-редактор издательства «Композитор»
  1. Для чего и всегда. Осмыслять музыкальные события, помещать их в общий контекст, указывать их местоположение в текущей культурной и общественной жизни. Ну и оставлять документы времени потомкам – по ним когда-нибудь будет писаться история.
    2. Самое сложное в профессии  – искусство перевода ушной информации в словесную. Профессионально разобраться в явлении, о котором ты пишешь. А потом – создать из услышанного, увиденного, прочитанного собственную историю, небольшое литературное произведение.
    3. Концерты Святослава Рихтера. Позже – Михаила Плетнёва, Мариса Янсонса, Теодора Курентзиса. Записи великих оперных певцов. Пластинки Стравинского. Московские гастроли Карлхайнца Штокхаузена. Авангард и минимализм. «Тихие песни» Сильвестрова, Tabula rasa Пярта, «Плач пророка Иеремии» Мартынова, Соната Загния.
Надежда Травина,
музыковед, музыкальный критик
  1. Музыкальная критика нужна для того, чтобы наиболее полно, в режиме 24/7 представлять актуальную картину музыкального искусства наших дней. Задачи музыкального критика – знакомить с теми или иными событиями, объяснять происходящее, поднимать насущные темы, возможно, воспитывать тех, кому небезразлична судьба классической и современной академической музыки сегодня. Музыкальная критика – по сути, мост между исполнителями и слушателями – это авторский авторитетный взгляд, реализованный в текстах.
  2. Оставаться беспристрастным, органично сочетать в текстах профессиональный музыковедческий бэкграунд и понятный язык высказывания, сохранить баланс между научным слогом и «популярным» – так, чтобы было понятно и специалисту, и простому слушателю.
  3. Зальцбургский фестиваль 2017 года, Дягилевский фестиваль, фестиваль «Золотая Маска», концерт Теодора Курентзиса с Симфоническим оркестром Московской консерватории, Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи, Транссибирский Арт-Фестиваль, фестиваль Concordia в Казани, Международный конкурс пианистов, дирижеров и композиторов имени С.В.Рахманинова.
Сергей Уваров,
обозреватель газеты «Известия»
  1. У музыкальной критики сегодня четыре основные задачи.
    Первая – помощь публике с выбором в огромном потоке событий и релизов. Никогда прежде людям не было доступно такое количество музыки (как живой, так и в записи). Потому-то практически ушла в прошлое «традиционная» критика, сфокусированная на оценке художественного явления, в том числе и негативной. Сегодня главное «наказание» для неудачного концерта или диска – молчание СМИ.
    Вторая задача – просвещение, рассказ о том, что происходит в мире музыки. И здесь надо исходить из того, что даже если читатель не послушает то, что мы советуем, да и вообще не особо интересуется этим, он все-таки будет в курсе событий. Это напоминание, что даже когда пушки говорят, музы не молчат.
    Третья задача – содействие музыкантам. Раньше казалось, что те, кто создают музыку (сочиняют, исполняют), и те, кто о ней пишут, – в разных лагерях. Сегодня мы понимаем, что все находимся в одной лодке (надеюсь, не в «Титанике»). И если рецензия или заметка поможет получить талантливому исполнителю аудиторию, композитору – заказ, поддержит организаторов концерта или фестиваля – это уже благо. Конечно, критик не должен превращаться в пиарщика. Но если можешь искренне похвалить, лишний раз поддержать вниманием артистов – сделай это!
    Наконец, четвертая функция: создание просто красивого текста. Важно не только то, о чем пресса говорит с читателями, но и то, как она говорит, на каком языке. В эпоху всеобщего озлобления и одичания сама интонация, манера изложения мыслей – интеллигентная, оперирующая метафорами, художественными образами – уже действует как живая вода. Очевидно, что писать в таком стиле куда легче о музыке (и искусстве вообще), нежели о политике, экономике и боевых действиях.
  2. Самое сложное – быть им, невзирая на то, что в современных массовых СМИ жанр рецензии, например, практически умер. Все остальные сложности – следствие первой. Сложно отстаивать свое понимание, о чем надо писать, а о чем не надо. Сложно объяснять, почему то или иное событие музыкальной жизни важно. И сложно смириться (и убедить смириться руководство) с тем, что любой, даже самый выдающийся текст о концерте классической музыки соберет меньше читателей, чем бездарное описание очередного скандала в шоу-бизнесе.
  3. Если слово «события» понимать узко – как концерты, на которых довелось присутствовать, то навскидку выделю несколько. Выступление Вальтрауд Майер в Большом зале консерватории в 2005 году; исполнение Répons Булеза ансамблем Intercontemporain в КЗЧ в 2021-м; клавирабенды Михаила Плетнёва… И многое, многое другое. Ну а шире – событиями можно назвать и встречи с прекрасными музыкантами, и собственные творческие шаги, и прочитанные книги. Скажу лишь, что когда я, будучи воспитанным на классике XVIII–XIX веков, в тринадцать лет услышал в гостях у своей учительницы Пять пьес для оркестра oр. 10 Антона Веберна (еще в советские времена произведение записал на пластинку Геннадий Рождественский), мой мир перевернулся. Я вышел в космос.
Елена Черемных,
музыкальный критик, историк, куратор
  1. Сегодня критика нужна, мне кажется, исключительно самим музыкальным критикам – носителям иллюзорного представления о себе как о человеке, остающемся в профессии. Отделы культуры, где они остались, перепрофилированы на «стиль жизни», штатный расклад в деловых изданиях держится на личном расположении начальства к музыкальной критике. Системный образ критики образца девяностых-двухтысячных улетучился. Так что «для чего нужна критика»? По большому счету, ни для чего не нужна.
  2. Самое сложное – наблюдать деформацию сообщества, которое когда-то казалось идеальным просто потому, что критикой занимались очень увлеченные своим делом люди с профессиональным музыкальным образованием.
  3. Все наиболее яркие музыкальные события были и остаются связанными с современными авторами, современными коллективами и новыми музыкальными форматами. Из персон – это три Алексея: Ретинский, Сысоев, Сюмак. Из коллективов – это хор и оркестр musicAeterna под руководством Курентзиса. Из новых музыкальных форматов – это работа современных авторов на балетной ниве. Я имею в виду Петра Поспелова, почти на пустом месте реконструировавшего для Красноярска музыку Цезаря Пуни к забытому балету Жюля Перро «Катарина, или Дочь разбойника», и Юрия Красавина, создавшего восхитительную партитуру «Танцемании» для Большого театра.
Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии