Кирилл Немоляев: <br>В наше время музыка обесценилась, ее стало слишком много Персона

Кирилл Немоляев:
В наше время музыка обесценилась, ее стало слишком много

Тридцать лет тому назад в радиоэфир вышел первый выпуск музыкально-саркастической программы Кирилла Немоляева «Нержавеечка», ставшей культовой в 1990-х. Сегодня Кирилл Всеволодович – продюсер альбомов Дмитрия Губерниева, групп «Слот» и «Валькирия» – является главным идеологом творческой лаборатории Forces United.

Для чего танцоры Большого театра брали с собой за границу гречку, что можно приготовить по рецептам писателя Сорокина и кто из вокалистов Ингви Мальмстина исполняет сегодня песни Forces United, Кирилл Немоляев (КН) рассказал Дмитрию И. Сараеву (ДС).

ДС Кирилл, что-то забавное можешь вспомнить из своего балетного прошлого?

КН В труппе Большого театра я прослужил около десяти лет, и, конечно, есть что вспомнить… Как-то во время гастролей Большого по Японии мы развлекались таким капустником в виде музыкальной группы. У нас была песня про любовь на берегу, и Андрею (он же Гоша) Меланьину – яркому артисту балета, впоследствии именитому педагогу – было поручено изобразить шум прибоя. А так как в те времена советские люди, приезжавшие за границу, на всем-всем-всем экономили, чтобы купить всякую забугорную невидаль типа двухкассетников, еду часто привозили с собой. Именно такую, привезенную из СССР гречку Гоша высыпал в пустой чемодан и перекатывал в нем. И это очень было похоже на шум прибоя, а главное – смешно!

ДС Как отнеслись твои родители к твоему уходу из труппы Большого?

КН Я крайне благодарен своим родителям, что они меня поддержали, когда я решил завязать с балетной деятельностью. Для них это было очень нелегко – принять мой уход в «никуда» с насиженного места. Однако, видя, как сейчас живет большинство артистов балета, я понимаю, что это было правильным решением. В сорок лет стать пенсионером и заниматься дальше не пойми чем – это не очень здорово! Тем более что балет – одна из самых разрушительных форм физической нагрузки, это в некотором роде насилие над организмом. Все потому, что в основе профессионального балета (в отличие, скажем, от плавания и лыж) – совершенно неестественный и извращенный для человеческого тела набор упражнений и движений, которые при рождении природа не дала нам выполнять. И, конечно, впоследствии природа присылает тебе «обраточку» – проблемы с позвоночником и всем опорно-двигательным аппаратом, это как минимум…

ДС С балетом – ясно. Многие помнят и знают тебя как остроумного радио- и телеведущего программ «Дым под водой», «Нержавеечка», «Забытые имена», «Крутятся диски» 1990-х. Почему завязал и с этим?

КН В какой-то момент мне это стало не интересно, пропала мотивация. Я знаю, как это все делать, и мне самому себе здесь доказывать нечего. А еще… сама музыка – она настолько обесценилась, ее стало настолько много… В те времена заинтересованная аудитория черпала информацию из журнала «Ровесник» и программ Севы Новгородцева. Действительно,нужны были такие люди, как Сева. Но сейчас мы наблюдаем обратную картину – перенасыщение информацией! И, соответственно, рассказывать не о чем. Может быть, подобные программы о музыке и нужны, но аудитория у них настолько узкая, что смысла в их создании практически нет.

ДС У тебя есть музыкальное образование?

КН Есть, но не в том объеме, которого бы хотелось. До и во время обучения в средней школе занимался фортепиано. В МАХУ – тоже что-то было. Да и я всегда больше себя рассматривал как фаната и знатока музыки, а не как участника процесса ее создания. Музыкального образования у меня маловато. С другой стороны, в этом есть и свой плюс, ведь если таких знаний очень много – можно попасть в тиски правил. А именно этого я всегда и старался избегать, так как считаю, что если делаешь музыку «по правилам», то чаще всего кого-то или что-то копируешь.

ДС Твоя творческая лаборатория – Forces United. Как возник этот проект? Какой трек появился первым под этой вывеской?

КН Считаю, что для творческого человека важно понять, что ты можешь и хочешь создавать на том или ином этапе жизни, и постараться делать это честно. Другое дело, что твое творчество может не быть востребовано массами. Либо нужно делать что-то простое и доступное для широкой аудитории, либо то, что именно тебе как автору интересно. И эти два аспекта редко когда совпадают. Я же был воспитан на стандартах поп-, рок-музыки конца 1970-1980-х годов прошлого века. И тогда был совершенно другой эстетический базис аудитории. Даже поп-музыка представлялась довольно сложной!

Возьмем ту же ABBA. Попросите того парня с нашего двора, что обычно поет под гитару «Сплин», сыграть и исполнить хиты ABBA – он не сможет, ибо это просто невозможно! Поэтому у меня всегда было желание создавать то, что будет соответствовать моим собственным музыкальным мироощущениям. А наша творческая лаборатория Forces Unitedкак раз и позволяет делать то, что я хочу, разрушая любые барьеры, придумывая различные концепции, стили, приглашая разных музыкантов. Первым треком, записанным под брендом лаборатории FU с Сергеем Боголюбским («Слот») и Максимом Самосватом (экс-«Эпидемия») в 2013 году, стала вещь Be Careful of What You Wish For.

ДС А сколько альбомов Forces United уже вышло?

КН Точно более двадцати! Так что, пожалуй, мы можем претендовать на внесение Forces United в Книгу рекордов Гиннесса. Но я не гонюсь за количеством, и у меня нет ни перед кем обязательств в этом плане. И ни за одну пластинку Forces United не стыдно! И за себя, и за державу – тоже не стыдно! Ведь основная часть музыкантов, принимающих участие в записях альбомов, – отечественные. А музыка – явление планетарное, и мне отрадно вносить свой, российский вклад в современную мировую культуру. Звучит пафосно, но это так.

ДС Почему такие релизы Forces United, как эпическая рок-опера «Мавзолей», иронично-яркий альбом «FU Детям», статусная «Симфония Холстинина», сделанные при участии действительно суперпрофессионалов и даже знаменитостей нашей и западной сцены, как Сергей Мазаев, Дария «Нуки» Ставрович («Слот»), Марк Боалс (экс-Ингви Мальмстин), Петр Елфимов и многие другие, не стали такими известными, как твои радио/ТВ-проекты 1990-х и «Бони Нем»?

КН Когда ты добился высот или сделал себе имя на каком-то одном поприще, шансов на то, что добьешься еще больших или сравнимых высот в чем-то другом, очень немного. Так сложилось, что меня больше знают как приколиста, юмориста и пародиста. И если сейчас громко заявить, что я работаю над весьма серьезными проектами и музыкальными формами, то меня просто никто не будет так же серьезно воспринимать. Но это не моя проблема. Моя задача – создавать. И я достаточно органично и комфортно чувствую себя без какого-либо признания, потому что мне нравится сам процесс созидания. В моем круге общения есть несколько людей, которые могут мне сказать: «Старик, ну, это полный отстой!» Или: «А вот это круто!» Их мнение мне будет важно. В общем, то, что я делаю, не должно быть мегапопулярным… В наше время музыка обесценилась, стала «одноразовой». Если люди слушают что-то довольно сложное, это, как правило, связано с их воспоминаниями о юности, о детстве. Ностальгия. А создателям сложной музыки – кому-то удается стать известным, кому-то практически нет. Начать делать что-то новое и сложное для взрослой аудитории и при этом стать суперпопулярным – практически невозможно! Зажечь зрелую аудиторию и тем самым стать для нее знаменитостью – практически утопия. Либо нужно делать что-то молодежное. Но это совсем другое. Вектор поменялся, и мелодия в музыке стала не нужна, всем заправляет ритм, провокационная или уж совсем личная лирика на грани фола. Сейчас из тех проектов, о которых можно сказать как о «связывающих поколения» – например, Iron Maiden или «Ария», процветают лишь те, что имеют долгую историю бренда. Я должен создавать, а вот продавать я не умею. У меня нет на это ни сил, ни желания.

ДС Как и где можно купить компакт-диски релизов Forces United? Насколько я понимаю, скачать или послушать твои альбомы в современных цифровых сервисах нельзя, ибо их там просто нет.

КН Раз музыка стала такой доступной, значит, нужно максимально затруднять ее путь к слушателю. Чтобы вернуть ощущение голода, дефицита! Поэтому я как-то решил выпустить музыку Forces United даже не на виниле, а на гибкой пластинке! И знаешь, найти производителя такого формата оказалось очень нелегко, но я сделал это! На обложке голубой гибкой пластинки «Ансамбль “Форсез Юнайтед”» – фото трех человек, которые в ее записи участия вообще никакого не принимали  (смеется). Ну, как это часто бывало на издававшихся в СССР пластинках, – обложка одна, музыканты совсем другие. И здесь  записано две песни, которых нет у нас на других альбомах, в цифровом виде нигде их нет. Притом что один трек поет Петр Елфимов (вокалист группы «Гран-КуражЪ»), другой – Йоран Эдман, один из вокалистов Ингви Мальмстина.

Все релизы Forces United финансируются путем краудфандинга. Так что я благодарен тем безумным фанатам, что участвуют в этих процессах, чаще всего внося в котел Forces Unitedгораздо большие суммы, чем стоимость одной современной виниловой пластинки или даже коллекционного бокс-сета! Более того, эти люди сами не выкладывают музыку Forces Unitedна всякие торренты. Я бы даже сказал, лаборатория Forces United – это, по-хорошему, секта, в которую входят и музыканты-создатели, и фанаты-спонсоры! Сами мы тоже не выкладываем работы Forces United в сети, разве что делали так поначалу. Например, из трек-листов последних  трех альбомов этого года мы опубликовали в интернете только четыре композиции. А наши фандеры, которые хотят иметь спонсируемый альбом сразу в цифровом виде, получают по электронной почте ссылку для скачивания альбома в MP3 или WAVформате.

Приобрести диски Forces United проще всего в процессе и в ходе краудфандинг-кампаний, предваряющих выпуск каждого из них. Если же кто-то хочет купить что-то из более ранних релизов, можно обратиться с таким вопросом к администратору паблика Forces United в ВК. Но так как каждый из альбомов на физических носителях выпускается строго ограниченным тиражом, то стоит поспешить, ведь после получения фандерами своих копий, у меня на руках остается очень мало их экземпляров.

ДС Вслед за вторым рождением винила в аудиофильской среде случился и камбэк компакт-кассет. Уверен, ты не можешь оставаться в стороне от этого процесса!

КН Совершенно верно! В 2015 году Forces United уже выпускал на кассете сборник своих раритетов! Причем именно на советской компакт-кассете МК-60, но тираж был крайне лимитированным – всего тридцать штук. Найти хоть один экземпляр сейчас практически невозможно. Однако этой зимой выйдет альбом SoviEdman – тоже на кассете. Все вокальные партии на нем спел уже упомянутый Йоран Эдман. Кстати, фамилия этого вокалиста как бы «зашита» в концептуальное название релиза (смеется). 8 декабря, в день 30-летия со дня официальной даты распада СССР, выходит первый сингл с этого альбома! Вообще, формат выпуска музыки на компакт-кассетах очень интересный. Мои ровесники – «кассетное» поколение. Для нас компактностью были именно кассеты, которые можно было слушать на улице или в дороге на «Электронике-302», позже – на плейерах. Да, это своего рода фетишизм, желание тактильного контакта с музыкой. А еще – у каждой кассеты, компакт- или винилового диска – свой запах! Таким образом, настоящий фанат музыки еще и общается с ней, перематывая кассету или переставляя иглу винилового проигрывателя.

ДС Ты один из авторов постмодернистской книжной дилогии «Истерия СССР» и «Истерия рока». При этом дружен с писателем Владимиром Сорокиным. Каковы были его отзывы о твоих книгах?

КН Да, он читал и «Истерию СССР», и «Истерию рока». Кстати, на заднике «Истерии рока» есть три отзыва – от Севы Новгородцева, Маргариты Пушкиной и Владимира Сорокина. Последний назвал нашу работу «смешная и горькая книга». С Владимиром мы обычно общаемся цитатами его романов и пьес, и вот недавно он мне написал: «Кирилл, не хотите ли снять мерку малой науке?» Что на нормальном языке означает: «Как дела, может, повидаемся?» Вместе с музыкантами группы «Слот» мы даже готовили «женские туфли в шоколаде» и «салат из любовных писем», рецепты которых были описаны в книге «Банкет». На приготовление салата Владимир даже приезжал к нам. На туфли мы его тоже звали, но не сложилось, и он попросил нас оставить для него хотя бы небольшой кусочек…

Оксана Волкова: <br>Меня преследует страх упущенных возможностей Персона

Оксана Волкова:
Меня преследует страх упущенных возможностей

Томас Хэмпсон: <br>То, что сегодня называют пропагандой, я бы назвал ложью Персона

Томас Хэмпсон:
То, что сегодня называют пропагандой, я бы назвал ложью

Среди наиболее именитых гостей Московской филармонии в нынешнем сезоне – всемирно известный бас-баритон Томас Хэмпсон.

Густаво Дудамель: <br>Музыка помогает нам совершенствоваться Персона

Густаво Дудамель:
Музыка помогает нам совершенствоваться

Венесуэльский дирижер Густаво Дудамель руководствуется убеждением, что музыка наделена способностью менять мир. Стремительная карьера Дудамеля уходит корнями в венесуэльскую El Sistema – сеть молодежных оркестров, основанную в 1970-х годах.

Валерий Гергиев: <br>Когда я бываю в Байройте и Зальцбурге, сразу думаю – а что же мы, в России? Персона

Валерий Гергиев:
Когда я бываю в Байройте и Зальцбурге, сразу думаю – а что же мы, в России?