Китаррон и дочь Иеффая События

Китаррон и дочь Иеффая

Российский дебют Джона Элиота Гардинера

Вполне возможно, что хэштеги, размечающие афишу в зале «Зарядье», стали рабочим ориентиром для слушателя: на концерт, помеченный как #зарядисьбарокко, пришла не просто публика, а та аудитория, которую можно назвать целевой. Полный зал, встречая впервые приехавшего в Россию Джона Элиота Гардинера, похоже, уже неплохо знал, кто это такой.

Один из первопроходцев аутентизма или, как называют, исторически информированного исполнительства, 76-летний дирижер привез с собой два коллектива, созданных им еще в 1960-70-е годы и давно увенчанных историческими лаврами – Монтеверди-хор и ансамбль Английские барочные солисты. Хор состоял из 20 человек, каждый из которых мог спокойно справиться и с любым сольным фрагментом. Ансамбль аккомпанировал: в нем были только китаррон, арфа, орган-позитив, виола да гамба и контрабас.

Британские аутентисты привезли европейскую духовную музыку XVII-XVIII веков – шедевры барокко, толкующие христианство как средоточие полных и богатых чувств. Гости постарались выказать публике максимальное уважение, кланяясь в обе стороны (рассадка в зале устроена по периметру). Организаторы же снабдили исполнение титрами с русским переводом. Все примерно знают, о чем поется в канонической латинской мессе, но перевод вносил наглядность в смысл и структуру поющихся хоров.

В четырехголосной Мессе Клаудио Монтеверди хор а капелла звучал нюансированно, а партия басов дублировалась одинокой виолой да гамба, которая, внося чуть иную краску, помогала исполнению дышать.

Ораторию Джакомо Кариссими «Иеффай» исполняли всем составом, из которого выходили солисты. В первой половине, где демонстрировался успешный поход аммонитян, царил эмоциональный подъем и праздничная бравура. А во второй, где выяснилось, что доблестный полководец израильтян должен заплатить за победу, принеся в жертву собственную дочь, настроение исполнилось невыразимой тоски и красоты. Обреченная дева посылала прощальные слова полям и горам, а в ответ слышала эхо, умноженное на два голоса подруг, вторящих ей из дальнего угла сцены.

Псалмические хоры Генри Перселла вывели концерт на еще более высокий уровень эмоциональной и полифонической сложности.

Венцом программы стал Stabat Mater Доменико Скарлатти. Автор грациозных сонат создал произведение высокой силы. В отличие от оратории Кариссими, трагическую вещь Скарлатти спели отнюдь не театрально, но в красках: хоровые линии передавались от групп солистам и обратно, особую краску вносили стоящие в альтах контратенора. Арфистка Гвинет Уэнтинк защипывала низкую струну близко к деке, стремясь издать более резкий, страдальческий звук.

В конце, на бисах, отдали должное снова Перселлу (был спет его драматичный мотет “Господи! как умножились враги мои”), но вернулись все-таки к Кариссими: прекрасные ламентации повторенного заключительного хора из оратории стали последним, что замолкло в удивительной акустике зала «Зарядье».

Собрались в зале едва ли не все московские музыканты, кто занимается аутентичным исполнительством. Конечно, Джон Элиот Гардинер приехал немного поздно – когда у нас уже побывали, и не по разу, Уильям Кристи, Роджер Норрингтон, Филипп Херревеге, да и в самой России появились хоры и ансамбли, конкурентноспособные в европейском масштабе. Зная эксперименты по сближению старой музыки с фольклорным пением, можно сказать, что сегодня коллективы Гардинера звучат как проявление доброго академизма среди аутентики. Но именно он продолжил дорогу опытам нового поколения.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии