Классика и этника из монгольских степей События

Классика и этника из монгольских степей

Большой гала-концерт «Звуки степей» с участием музыкантов и артистов из Монгольской консерватории прошел на сцене Бурятского оперного театра в Улан-Удэ

Культурные связи России и Монголии насчитывают несколько веков, уходя в незапамятные времена. И если о путешествиях русских князей в XIII веке в далекий Каракорум, столицу охватившей полмира основанной Чингисханом гигантской империи, можно лишь строить гипотезы и предположения, то о проходившем через Монголию Великом чайном пути, по которому шли караваны из Китая в Россию и Европу, известно доподлинно много. Приграничный с Монголией, расположенный на территории Бурятии таможенный город Кяхта в свое время был одним из самых процветающих сибирских поселений. Сегодня Россия, имея с Монголией третью по протяженности границу (после Казахстана и Китая), начинает вновь укреплять сотрудничество с этой страной, в том числе в культурной сфере.

Прошедший в феврале в Улан-Удэ при поддержке министерства культуры Бурятии гала-концерт был посвящен 85-летию монгольской консерватории, возникшей в Улан-Баторе в 1937 году как музыкально-хореографический колледж имени Самбына Гончигсумлаа. В то время Монголия было тесно интегрирована с Советским Союзом, российские педагоги заложили академические традиции в далеких горах и степях. Впоследствии была налажена специальная программа, по которой талантливые монгольские юноши и девушки проходили обучение в советских консерваториях, после чего приступали к работе уже у себя дома. Обучение на классических европейских инструментах сочеталось с изучением собственных музыкальных традиций и их развитием. Сегодня Монгольская консерватория, утвердившая свой статус как высшего образовательного учреждения в 2017 году, ведет обучение по самым разным специальностям, от привычных для нас фортепиано, скрипки и виолончели до этнических ятаге, лимбы и морин-хуура.

Игре на этих старинных народных инструментах учат сегодня и в Бурятском колледже искусств имени П. И. Чайковского, с 1980-х годов поддерживающих тесные связи с монгольскими музыкантами. В 90-е годы благодаря стараниям заведующего тогда в училище (колледже) отделением бурятских народных инструментов, известного в республике музыканта, заслуженного деятеля искусств России и Бурятии Аюши Арсалановича Арсаланова специалисты из Монголии были приглашены на преподавательскую работу в Улан-Удэ, а культурные мосты с соседней страной продолжали крепнуть.

Программа гала-концерта монгольских артистов была составлена по принципу контраста. Например, сразу после романса Чайковского «Примирение» на слова Н. Щербины заслуженная артистка Монголии Рэгзэн Доржхорол под аккомпанемент Цэрэнжэгмэд Шаравцэрэн не менее выразительно исполнила песню Б. Шарава «Алтан сэвлэгт эх орон» («Драгоценная родина»). А еще один заслуженный артист страны, Хайчинхуу Унэхуу, после кипения страстей в Речитативе и романсе Фиеско из «Симона Бокканегры» Верди (концертмейстер – Елена Бальчугова) спел песню Дарамзагда «Монголын сайхан орон» («Монголия – прекрасная страна») с таким внутренним чувством, что благодарная бурятская публика в зале немедленно принялась хлопать в такт. Голоса у монгольских артистов, действительно, отличались своей мощностью, густотой и плотностью. Но и инструменталисты старались не отставать в своем искусстве. Одной из самых юных участниц концерта стала вышедшая на сцену в платье нежно-персикового цвета скрипачка Бадрах Насанжаргал, сыгравшая под фортепианный аккомпанемент Э. Унрах первую часть скрипичного концерта Дмитрия Кабалевского, послевоенного опуса популярного в свое время советского автора, рассчитанного как раз на молодежь. А молодая исполнительница на монгольской поперечной флейте лимба Амина Цэнгуунжав сразила публику виртуозным «бриллиантовым» скерцо Антонио Паскулле «Воспоминания о Неаполе», исполненные с подлинным виртуозным блеском, сочетающимся вместе с тем с восточной отрешенностью (аккомпанировала Амине сотрудник колледжа – Елена Янькова). Подобно тому, как у расположенного рядом с Оперным театром памятника Ленину в разрезе глаз вождя заметны азиатские черты, в интерпретации монгольских артистов в европейской музыке появлялась особая восточная медитавность. Например, сыгранный на виолончели Чинзориг Цэцэном «Ноктюрн» Чайковского (концертмейстер – Энхтувшин Ундрах) вышел отстраненным и по-буддийски спокойным, да и в прозвучавшем после знаменитом «Полете шмеля» Римского-Корсакова насекомое тоже никуда особо не спешило, успевая на лету спокойно созерцать красоты бескрайних монгольских степей. Вокальные и инструментальные номера в концерте перемежались хореографическими сценами, классическими и народными. Классика была представлена сценой из балета Жамъянгийна Чулууна «Уран Хаас» (солисты Энхболд Хуслэн и Болдбаатар Болорчулуун), а одним из самых выразительных фольклорных номеров стал залихватский танец «Адуучин залуус» («Молодые табунщики») Цэрэндоржа, темпераментно, с демонстрацией ловкости, удали и силы, исполненный учащимися 5 класса хореографического класса консерватории, одетыми в яркие национальные костюмы.

Большой двухчасовой концерт завершился на лирической ноте, песней Б. Шарава «Сэтгэлийн эгшиг» («Мелодия души»), исполненной бурятскими и монгольскими солистами, хором Колледжа искусств имени П. И. Чайковского под аккомпанемент сводного этнического оркестра (дирижер – Рэнзэндорж Габат). Мелодия стала своеобразным гимном дружбе между Россией и Монголией, а прозвучавшие из уст официальных представителей администрации слова не оставили сомнений, что контакты будут укрепляться.