Ключи к Парижу События

Ключи к Парижу

В Большом станцевали Баланчина и Бежара

Последняя балетная премьера сезона в главном театре страны объединила два одноактных спектакля – «Симфонию до мажор» Джорджа Баланчина, поставленную на музыку Жоржа Бизе, и «Парижское веселье» Мориса Бежара на музыку Жака Оффенбаха. «Симфония» уже хорошо знакома российским балетоманам: первым ее станцевал Мариинский балет в 1996 году, затем в 1999-м вслед за ним кинулся и балет Большого театра, и в XXI веке и в том и в другом театре она периодически появляется в репертуаре (в Москве это второе возобновление). «Парижское веселье» в России не ставили никогда – как вообще никогда не ставили ни один из балетов Бежара.

«Симфонию» привычно называют «парадным портретом труппы». Эта парадность не исключает быстрого темпа – юношеская симфония Бизе мчится вперед, как подросток, которому хочется поскорее разглядеть будущее, и Баланчин, которому в момент премьеры в Парижской опере было 43 года, в том 1947 году азартно летел вместе с ней, на ходу сочиняя фейерверки движений (весь балет был поставлен за две недели). Но парадность есть, пафос остается, остается гордость – вот, смотрите, в нашей труппе есть четыре божественных балерины и четыре великолепных премьера. Если четырех пар хай-класса в театре нет – то и браться за «Симфонию» не стоит (поэтому она и идет только в очень больших и очень гордых театрах). Пары по очереди выходят на сцену – в allegro vivo, adagio, и двух allegro vivace – и зритель присутствует при торжественной инвентаризации труппы: так, есть Китри и Базили, есть Лебеди и принцы (о, вторая часть, где балерина будто истаивает в руках партнера!), ну и простушки с их кавалерами присутствуют, как же без них. А вокруг главных пар роится кордебалет, отвечая интонации каждой части: где надо – струится в воздухе вместе с «лебедем», где надо – прорезает пространство в прыжках вместе с «Китри». И в этом небольшом спектакле (ну, юношеская симфония – полчаса пролетели, и нет их) очень важно, чтобы все работало как часы – чтобы не только главные пары были безупречны, но и их «свита» не компрометировала королей.

Большой театр в этот раз решил дать работу в «Симфонии» не строго отобранным лучшим из лучших, но – в значительной степени – молодому поколению. Быть может, дело в том, что на данный момент у театра нет «идеального» состава на четыре пары (как тот, что был в 1999 году) – одно поколение грандов совсем сошло со сцены, другое еще до великих не доросло. А если давать шанс молодым – то всем, не так ли? И театр сделал беспрецедентную вещь: «Симфония» была выпущена в четырех составах. Нет четырех пар, говорите? Ха! Вот вам шестнадцать.

В результате зрелище получилось довольно пестрое – во всех смыслах. У «Симфонии», как известно, есть два канонических варианта оформления: когда Баланчин выпускал этот спектакль в Париже еще под названием «Хрустальный дворец», каждая часть спектакля была окрашена в разные цвета (такой вариант в свое время выбрал и Мариинский театр), когда же мистер Би перенес уже переименованную постановку в свою собственную труппу New York City Ballet, пачки стали только белыми, а костюмы танцовщиков только черными (так же было и в Большом в 1999-м). Теперь в Большом смешали обе версии: художник Татьяна Ногинова сначала выдала артистам разноцветные костюмы, а затем к финалу заставила переодеться в белое. Такое решение раскололо и измельчило сценическую картинку, «Симфония» потеряла монолитность. Не было единства и в танце: в каждом из вечеров находились яркие актерские работы, но друг с другом они не соединялись. В один из вечеров Екатерина Крысанова виртуозно провела первую часть; во второй части Ольга Смирнова замечательно начала меланхолическое адажио, но не удержала стиль и со второй половины партии уже явно решала только технические задачи. В другой вечер эту партию более удачно исполнила Юлия Степанова (обнаружив также ученическую сосредоточенность лишь в самом финале). Игорь Цвирко, Семен Чудин и Вячеслав Лопатин славно летали над сценой в третьей части – каждый в свой день – но еще многие и многие явно думали только о том, чтобы «произнести ногами текст» и не упасть, и в целом «Симфония» смотрелась как концерт из разрозненных номеров, а не как симфония. Понятно, что труппа будет работать над спектаклем, именно на нем будет расти молодежь – но в таком случае всегда возникает вопрос: если это «пробные» составы и ученический тренинг, не следует ли это учитывать, назначая цены на билеты?

С «Парижским весельем» все получилось гораздо лучше. Автобиографический балет Мориса Бежара (невысокий юноша Бим, берущий в Париже уроки классического танца у строгой русской педагогини, – это, собственно, сам Бежар) вообще-то казался не самым очевидным выбором для первой официальной встречи труппы Большого с Бежаром в России. (Вне России они встречались однажды – в 1976 году, когда хореограф позволил гастролирующей в Австралии советской труппе исполнить «Болеро» вместе с Майей Плисецкой.) Да и для балетоманов эта встреча была важна. Да, была хранимая старыми фанатами легенда о великом хореографе, чья труппа приезжала на гастроли в Москву в 1978-м, а затем уже в 2000-е; была в советские же давние года программа «Вечер современной французской хореографии» в Театре классического балета Касаткиной и Василёва, в котором Бежар бесплатно позволил исполнять несколько номеров из своих балетов, были редкие пиратские вылазки отечественных танцовщиков в его танцы. Но полноценного балета Бежара в репертуаре отечественного театра не было никогда. Теперь есть. Почему же «Парижское веселье», а не хитовая «Жар-птица», например?

«Симфония до мажор». Ольга Смирнова и Денис Родькин

Потому что «Парижское веселье» апеллирует именно к легенде. И к легенде Бежара, и к легенде Парижа. Большой театр (и худрук его балета Махар Вазиев), видимо, считает, что настоящий балетоман и настоящий россиянин (по определению мечтающий о французской столице) эти легенды прочтет, отсылки к ним увидит и получит ни с чем не сравнимый кайф от «разговора для своих».

«Парижское веселье» начинается со сцены подарков фей. Вот только в большой колыбели не принцесса Аврора, а юный танцовщик Бим (в день премьеры – Георгий Гусев, затем – Алексей Путинцев – и оба сыграли безупречно), и танцовщики дарят ему в вариациях прыжок, плие, заноски, – а вот роста подарить не могут. В этом балете обитают легендарные жители Парижа и легендарные люди, связанные с искусством: тут виртуозно щебечет ногами Оффенбах (Игорь Цвирко), меланхолически раскладывает длинные конечности в воздухе Людвиг Баварский (Фуад Мамедов), здесь мы непременно встретим Наполеона III (по чьей инициативе было построено здание Опера Гарнье), а на заднике увидим завалы и руины, образовавшиеся в результате бурной деятельности барона Османа. Каждая деталь того балета подмигивает знатокам: смотрите, вот здесь Бежар спорит с Баланчиным (тот устраивал рождение Аполлона, этот – рождение Диониса), здесь – объясняется в любви Парижу не высшего света, а Парижу народных танцев и (затем) баррикад. И очень насыщенный, быстро сменяющий сцены спектакль, в котором использовано аж 24 музыкальных фрагмента (в основном из «Парижской жизни», но еще и из «Орфея в аду», и «Прекрасной Елены», и «Периколы», и многого другого), втаскивает нас в то единое пространство европейской истории и европейских легенд, от которого мы отказались в шестидесятые (когда Бежар хотел работать в Большом, а ему не дали). Нам дарят эту память о Париже, и парижские хохмы, и парижское веселье – и уверяют, что это тоже – наше. Хорошее начало для формирования целой программы Мориса Бежара, которая бы очень пригодилась театру.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»