«Князь Игорь»: продолжение События

«Князь Игорь»: продолжение

В Москве открылся VIII Фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку»

Пока музыкальное сообщество обсуждает непростую ситуацию, буквально с каждым днем обостряющуюся вокруг «Золотой Маски», Ассоциация музыкальных театров уже в восьмой раз проводит собственный альтернативный смотр творческих результатов. В афише фестиваля «Видеть музыку» в этом году представлено свыше тридцати спектаклей театров России и стран СНГ, показ которых на всех главных московских площадках продлится до конца 2023 года.

«Видеть музыку» исключает соревновательность как концептуальную идею, поэтому у фестиваля нет никаких других ключевых задач, кроме формирования между региональными театрами творческих связей и организации их гастрольной деятельности при поддержке Министерства культуры РФ и гранта Президентского фонда культурных инициатив. Так, на суд столичной публики, профессиональных музыкантов и критиков свои лучшие новые спектакли представят Самарский, Челябинский, Бурятский и Чувашский театры, «Санктъ-Петербургъ Опера», музыкальные театры Республики Карелия, Калининграда и Иваново, Театр Республики Коми и многие другие. Отдельный блок фестивальных показов будет посвящен 35-летию театра «Зазеркалье»: бессменные участники «Видеть музыку» в юбилейном году привезут в Москву «Отелло» Верди, «Пиковую даму» Чайковского и «Алису в Зазеркалье» Подгайца.

Команда фестиваля анонсировала также несколько образовательных лабораторий: для музыкальных критиков, молодых композиторов, художников по свету и не только. Кроме того, сформирована специальная «Детская программа», запланированы показы студенческих спектаклей, научно-практическая конференция, в рамках которой состоится цикл публичных дискуссий «Диалоги об опере» – многолетний авторский проект Георгия Исаакяна, основателя и руководителя фестиваля «Видеть музыку».

Открытие фестиваля стало своеобразным символическим актом: в Москву приехал коллектив Донбасс Оперы в составе более двухсот артистов. Спектакль «Князь Игорь», показанный в первый фестивальный день на Новой сцене Большого театра, сложился не благодаря, а вопреки. По словам директора Донецкого театра Евгения Денисенко, их здание, построенное незадолго до начала Великой Отечественной войны, сейчас иссечено осколками, в нем нет ни одного целого окна. С 2014 года театр сталкивается с тяжелейшими трудностями военного времени: менялся состав артистов, но труппа не прекращала репетировать, состав хора и оркестра удалось сохранить.

Сюжет подлинного памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» о неудачном походе русского войска против половцев, взятого композитором Александром Бородиным в качестве основы либретто, режиссер из Санкт-Петербурга Юрий Лаптев переосмыслил, сделав его патриотическим и воодушевляющим. В его версии опера не заканчивается трагическим осмыслением сожжения Путивля и возращением бежавшего из плена главного героя: в финале показан «Половецкий акт» со знаменитыми плясками. Однако режиссер однозначно закрывает эту историю. После того, как хан Кончак объявляет о новом походе на Русь, сцена погружается во мрак, из которого на экран победоносно высвечивается изображение князя Игоря, стоящего с мечом посреди павших половцев – результат похода Кончака предопределен.

Спектакль визуально решен традиционно: художник-постановщик и художник по костюмам Ирина Долгова, хореограф-постановщик Вадим Писарев обеспечили классическое прочтение, вместе с тем не претендующее на чрезмерную роскошь. Солисты под руководством дирижера Юрия Парамоненко энергетически, безусловно, старались выложиться, сделать образы искренне и по-настоящему: Владислав Лысак исполнил титульную партию, в его жену Ярославну перевоплотилась Анастасия Мельникова, партию Владимира пел Андрей Кривохата, образ Кончака воплощал Максим Алексейчук, а его дочери Кончаковны – Светлана Ситник, партия Овлура была поручена Александру Бакулину. Сейчас можно желать только одного: скорейшего восстановления миропорядка. И тогда артисты вновь получат силы и возможности демонстрировать былое качество вокала, которым всегда славился Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко.

В афише фестиваля «Видеть музыку» собрано еще немало интересного, на многое можно обратить внимание – фестиваль только начинается. Например, «Зазеркалье» покажет «Пиковую даму» Чайковского, Санкт-Петербургский музыкальный театр привезет «Травиату» Верди. Из современного: Иркутский театр покажет оперу Гладкова «Старший сын», а Новосибирский музыкальный театр – мюзикл Романа Львовича «Опасные связи», Театр Сац предлагает «Двухсотлетнего человека» Габриэля Прокофьева и «Любовь к трем цукербринам» Константина Комольцева. Из совсем редкого и интригующего: 12 и 13 декабря в исполнении Бурятского театра можно будет послушать оперу Вано Мурадели «Великая дружба», ставшую не менее важным документом эпохи, чем «Слово о полку Игореве».

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»