Большая известность к группе «Кобза» пришла в 1973 году, когда ансамбль занял третье место на Всесоюзном фестивале песни в Минске. Первое место заняли белорусские «Песняры» — они, как и «Кобза», соединяли фолк с рок-н-роллом. Киевскую группу, к тому моменту добавившую в состав электрогитары, показали по Центральному телевидению, и она начала гастролировать по Союзу. А через год из группы ушел художественный руководитель и композитор Александр Зуев, и «Кобза» двинулась по пути типичного советского ВИА. Они продолжили петь песни на украинском языке с использованием народных инструментов и в костюмах-вышиванках, но все-таки фолковая составляющая в их звуке истончалась, уступая место западным трендам — например, на диско-бас и синтезаторы. В 1982-м «Кобза» стала первой советской группой, отправившейся на коммерческие гастроли в Северную Америку, а именно в Канаду, где группа имела большой успех среди украинской диаспоры.
«Кобза» существовала до недавнего времени, причем в нескольких вариантах: был официальный состав при администрации города и «оригинальный», собранный музыкантами из первоначального состава. Самым интересным мне представляется дебютный альбом «Кобзы», записанный в 1971 году, — тот самый первый в формате стерео, в котором еще нет электрогитар, а фолка больше всего. Но и глобальных влияний там предостаточно: музыканты играют на электробандурах и босанову, и нечто вроде психоделического рока. А главное — как поют и предлагают спеть вместе с ними: «Може ми — гості вам надокучили, Дуже надокучили та й набридли вже. Прийдемо завтра потішимо луче, Потішимо луче, веселіш буде».